В представленной статье на основе результатов теоретического моделирования обос- новываются влияние мирового рынка и внешнеторгового регулирования на ценовую политику отечественных компаний и роль структуры рынка в этом процессе; по данным Федеральной службы государственной статистики проводится анализ уровня и динамики внутренних цен широкого круга торгуемых товаров с целью выявления признаков несо- вершенства внутренней конкуренции.
В данной статье рассматриваются изменения возможностей антимонопольного регули- рования деятельности торговых сетей в Российской Федерации в условиях вхождения в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381‑ФЗ «Об основах государствен- ного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 18 декабря 2009 г.). На этапе разработки и обсуждения данный закон вызвал широкий общественный резонанс и породил массу дискуссий между представителями ритейла и органами государственной власти и управления. Сейчас, когда ключевые положения закона вступили в силу (в частности, о размере максимально допустимой торговой нацен- ки), представляется интересным рассмотреть произошедшие и ожидаемые изменения, обусловленные данным законодательным актом.
Вход на оптовый рынок электроэнергии (мощности) является серьезным преимуще- ством для участника конкурентных отношений на рынке электроэнергии и мощности. Регуляторы и смежные субъекты оптового рынка обладают исключительными правами по осуществлению действий, позволяющих хозяйствующему субъекту войти на оптовый рынок электроэнергии и мощности, что дает им возможность определять общие усло- вия обращения товара (электроэнергии и мощности), в том числе на розничном рынке, оказывая влияние на состав продавцов и покупателей. В статье раскрыты вопросы о порядке входа на оптовый рынок электроэнергии (мощ- ности) и получения права на участие в торговле на данном рынке, о распространенных нарушениях антимонопольного законодательства при входе на оптовый рынок, их ква- лификации, а также об ответственности за их совершение.
Авторами журнала «Современная конкуренция» являются известные ученые и успешные предприниматели. Предлагаем Вашему вниманию интервью С. Г. Асланяна, президента ОАО «СИТРОНИКС» - крупнейшей высокотехнологичной компании в Восточной Европе, работающей в сфере телекоммуникационных решений, информационных технологий, системной интеграции и консалтинга, разработки и производства микроэлектронной продукции. Данным материалом редакция начинает публикацию серии интервью с руко- водителями крупных российских компаний. Интервью взял член редакционной коллегии журнала «Современная конкуренция» Денис Матвиенко.
Популярность в мире кластерного подхода к организации экономического пространства объясняется его направленностью на решение задач повышения конкурентоспособности территорий на основе генерирования инноваций. В данной статье проводится сопоставле- ние опыта кластерной политики США и Европы, на территории которых сконцентрировано наибольшее количество кластеров. Изучение международного опыта полезно для России, делающей в данном направлении первые шаги, но, как показывает практика последователей Силиконовой долины в разных странах, успех тиражировать невозможно. Большой вклад в исследование кластеров и создание методики их выявления вносит возглавляемый М. Пор- тером Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардской бизнес-школе.
Понятие конкуренции в отношении внешней среды организации известно всем и изучено уже в большой степени. Однако конкуренция может возникать и во внутренней среде компании, между основными участниками инновационного проекта. В данной статье рассматриваются взаимоотношения между инвестором, менеджером инновационного проекта и автором инновации, (т. е. внутри «инновационной триады») для того, чтобы показать наличие конкуренции, а также исследуется ее влияние на реализацию всего проекта.
В статье изложена развернутая характеристика незаконного получения, использования, разглашения информации, составляющей охраняемую законом тайну, являющихся ак- тами недобросовестной конкуренции, запрещенной Федеральным законом «О защите конкуренции». На основе юридического анализа правовых норм федерального законо- дательства, судебных решений и специализированной научной литературы раскрываются условия и признаки дезорганизации деятельности конкурента. Автор обобщает опыт юридической регламентации конкурентных отношений и предлагает свои решения отдельных проблем квалификации действий хозяйствующих субъектов как описываемых актов недобросовестной конкуренции.
Данная статья является попыткой квалификации дарения неукомплектованного обору- дования как нарушения законодательства о защите конкуренции. Автор рассматривает дарение неукомплектованного медицинского оборудования и дальнейшие продажи ком- плектующих материалов как недобросовестную конкуренцию и как действия, ограничи- вающие конкуренцию. Основой для такой задачи явилось обсуждение, произошедшее на заседании Экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части защиты от недобро- совестной конкуренции при ФАС России, которое кратко описывается автором.
В статье освещаются вопросы деятельности Агентства по страхованию вкладов. Основы- ваясь на большом фактическом материале, автор выявляет основные тенденции, которые сформировались на рынке депозитов физических лиц в результате создания системы страхования вкладов, анализирует причины выравнивания конкурентных условий на этом сегменте рынка, дает оценку влияния работы Агентства по ликвидации банков и преду- преждению банкротства на развитие конкуренции в банковском секторе.
Журнал продолжает публикацию учебника доктора экономических наук Раиса Ахметовича Фатхутдинова «Управление конкурентоспособностью организации». В продолжении седьмой темы (см. «Современная конкуренция» № 3 (21)) автором по- следовательно описаны этапы проведения системного анализа, а также разработаны предложения по методике оценки конкурентоспособности организации. Восьмая тема исследует проблемы нормирования и оценки качества нормативов. Рас- смотрены различные методы нормирования, на основе которых проведена оценка по- лезного эффекта объекта.
Публикация продолжает серию учебно-методических материалов по курсу «Теория отрас- левых рынков». В данной теме представлены материалы, посвященные анализу страте- гических взаимодействий фирм на олигополистических рынках с однородным и диффе- ренцированным продуктом, а также задания, освещающие проблемы ценообразования и ограничения входа на рынок.
ISSN 2687-0657 (Online)