Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Регулирование договорных отношений в условиях омниканальности розничной торговли продовольственными товарами

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-3-123-142

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема регулирования торговой деятельности в сфере продовольственных товаров в условиях развития омниканальности продаж и роста влияния маркетплейсов. Особое внимание уделяется анализу ограничений, установленных законом о торговле в отношении агентских договоров для торговых сетей, в контексте изменившихся рыночных условий. Исследование базируется на результатах социологического опроса, проведенного РОМИР в 2024 г. и включающего глубинные интервью с 18 экспертами – представителями компанийпоставщиков различного масштаба. На основе анализа полученных данных выявлены ключевые факторы, влияющие на выбор каналов продаж производителями продовольственных товаров и дана оценка результативности существующих форм контрактации. В статье обосновывается, что действующий запрет на использование агентских договоров торговыми сетями создает неравные условия регулирования по сравнению с маркетплейсами. Авторы приходят к выводу о необходимости корректировки законодательства с учетом изменившихся форм организации сбытовой деятельности в сфере продовольствия. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии понимания трансформации торговых практик в условиях цифровизации. Практическая ценность состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию регулирования торговой деятельности с учетом современных тенденций развития торговли продовольственными товарами и интересов всех участников.

Об авторах

А. И. Мелешкина
Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС
Россия

Мелешкина Анна Игоревна, канд. экон. наук, научный сотрудник 

Москва



А. А. Моросанова
Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Моросанова Анастасия Андреевна, канд. экон. наук, научный сотрудник; научный сотрудник, кафедра конкурентной и промышленной политики

Москва



Список литературы

1. Результаты социологического исследования «Барьеры в продажах продовольственных товаров в дистанционной торговле: опрос потребителей». – М.: РОМИР, 2024. – 26 с.

2. Маркетинговое исследование Рынок eGrocery: продажи на маркетплейсах [Электронный ресурс] // Data Insight. 14.02.2024. URL: https://datainsight.ru/DI_Vinogradova_Prodexpo_2024 (дата обращения: 18.02.2025).

3. Результаты социологического исследования «Барьеры в продажах продовольственных товаров в дистанционной торговле: глубинные интервью с экспертами». – М.: РОМИР, 2024. – 33 с.

4. Asmare A., Zewdie S. Omnichannel Retailing Strategy: A Systematic Review // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. 2022. Vol. 32. No. 1. P. 59–79. DOI: 10.1080/09593969.2021.2024447.

5. Beck N., Rygl D. Categorization of Multiple Channel Retailing in Multi-, Cross-, and Omni-Channel Retailing for Retailers and Retailing // Journal of Retailing and Consumer Services. 2015. Vol. 27. P. 170–178. DOI: 10.1016/j.jretconser.2015.08.001.

6. Cortiñas M., Chocarro R., Elorz M. Omni-channel Users and Omni-channel Customers: A Segmentation Analysis Using Distribution Services // Spanish Journal of Marketing – ESIC. 2019. Vol. 23. No. 3. P. 415–436. DOI: 10.1108/SJME-06-2019-0031.

7. Gao W., Li W., Fan H., Jia X. How Customer Experience Incongruence Affects Omnichannel Customer Retention: The Moderating Role of Channel Characteristics // Journal of Retailing and Consumer Services. 2021. Vol. 60. Article 102487. DOI: 10.1016/j.jretconser.2021.102487.

8. Никишкин В.В., Самарина Т.Н. Современные тренды развития розничной торговли продуктами питания // Практический маркетинг. 2021. №11 (297). С. 10–18. DOI: 10.24412/2071-3762-2021-11297-10-18.

9. Cai Ya-Jun, Lo C.K.Y. Omni-channel Management in the New Retailing Era: A Systematic Review and Future Research Agenda // International Journal of Production Economics. 2020. Vol. 229. Article 107729. DOI: 10.1016/j.ijpe.2020.107729.

10. Cao L., Li Li. The Impact of Cross-Channel Integration on Retailers' Sales Growth // Journal of Retailing. 2015. Vol. 91. No. 2. P. 198–216. DOI: 10.1016/j.jretai.2014.12.005.

11. Полевой А.А. Интернет-торговля как конкурентная стратегия российских розничных сетей // Современная конкуренция. 2013. №3 (39). С. 106–112.

12. Liu B., Guo X., Yu Y., Tian L. Manufacturer's Contract Choice Facing Competing Downstream Online Retail Platforms // International Journal of Production Research. 2020. Vol. 59. No. 10. P. 3017–3041. DOI: 10.1080/00207543.2020.1744767.

13. Xia Y., Zhang P.G. The Impact of the Online Channel on Retailers' Performances: An Empirical Evaluation // Decision Sciences Journal. 2010. Vol. 41. No. 3. P. 517–546. DOI: 10.1111/j.1540-5915.2010.00279.x.

14. Стеклова Т.Н., Стеклов А.Н., Лещева М.Г., Хоружий В.И. Анализ факторов онлайн-продаж продуктов питания как способ развития бизнеса // Бухучет в сельском хозяйстве. 2023. №12. С. 779–785. DOI: 10.33920/sel-11-2312-06.

15. Cai G. Channel Selection and Coordination in Dual-Channel Supply Chains // Journal of Retailing. 2010. Vol. 86. P. 22–36. DOI: 10.1016/j.jretai.2009.11.002.

16. Zhang L., Wang J. Coordination of the Traditional and the Online Channels for a Short-Life-Cycle Product // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 258. No. 2. P. 639–651. DOI: 10.1016/j.ejor.2016.09.020.

17. Chen Y.-C., Fang S.-C., Wen Ue-P. Pricing Policies for Substitutable Products in a Supply Chain with Internet and Traditional Channels // European Journal of Operational Research. 2013. Vol. 224. No. 3. P. 542–551. DOI: 10.1016/j.ejor.2012.09.003.

18. Zhang A.H. Toward an Economic Approach to Agency Agreements // Journal of Competition Law & Economics. 2013. Vol. 9. No. 3. P. 553–591. DOI: 10.2139/ssrn.2179673.

19. Shen Q., He Bo, Qing Q. Interplays between Manufacturer Advertising and Retailer Store Brand Introduction: Agency vs. Wholesale Contracts // Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. Vol. 64. Article 102801. DOI: 10.1016/j.jretconser.2021.102801.

20. Zennyo Y. Strategic contracting and hybrid use of agency and wholesale contracts in e-commerce platforms // European Journal of Operational Research. 2020. Vol. 281. No. 1. P. 231–239. DOI: 10.1016/j.ejor.2019.08.026.

21. International Agency and Distribution Handbook. EMEA [Электронный ресурс] // Baker & McKenzie. URL: https://www.bakermckenzie.com/-/media/files/insight/publications/2018/04/bk_international-agency-distribution_apr18.pdf (дата обращения: 18.02.2025).

22. Ланин А.Н. Проблема правового регулирования сделок в сетевом маркетинге // Образование и право. 2017. №4. С. 20–23.

23. Чеглов В.П., Столярова А.Н., Ткач А.Н. О стандартизации подходов к регулированию торговли в условиях цифровизации экономики // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. №3. С. 35–49. DOI: 10.33983/2075-1826-2021-3-35-49.

24. Абросимова Е.А. К вопросу о договорной ответственности маркетплейсов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. Т. 8. №2 (30). С. 231–240. DOI: 10.21603/2542-1840-2024-8-2-231-240.

25. Шаститко А.Е. Достоверность обязательств в контрактных отношениях: где пределы возможного? // Управленец. 2022. Т. 13. №2. С. 20–33. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-2-2.

26. 125 тысяч торговых объектов попали в обновленную базу INFOLine «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» [Электронный ресурс] // Retail.ru. 08.12.2023. URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/125-tysyach-torgovykh-obektov-popali-v-obnovlennuyu-bazu-infoline-top-200-krupneyshikh-torgovykh-set/ (дата обращения: 18.02.2025).

27. Матвеев К. Технологии, ассортимент, регионы: как развивается рынок e-grocery [Электронный ресурс] // РБК. 04.04.2024. URL: https://www.rbc.ru/industries/news/660a7c599a794770a23ea160 (дата обращения: 18.02.2025).

28. Рыночная власть на продуктовом рынке России [Электронный ресурс] // Центр развития потребительского рынка экономического факультета МГУ. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=108421&p=attachment (дата обращения: 18.02.2025).

29. Шаститко А.Е., Курдин А.А., Филиппова И.Н. Мезоинституты для цифровых экосистем // Вопросы экономики. 2023. №2. С. 61–82. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-2-61-82.

30. Обзор судебной практики по экономическим спорам, вытекающим из деятельности маркетплейсов за 2023 год от компании Fox Legal Consulting [Электронный ресурс] // Закон. URL: https://zakon.ru/blog/2023/12/28/obzor_sudebnoj_praktiki_sporov_s_marketplejsami_za_2023_god_ot_kompanii_fox_legal_consulting (дата обращения: 18.02.2025).

31. ФАС в СМИ: глава ФАС назвал доминирующим положение Wildberries и Ozon на рынке [Электронный ресурс] // ФАС. 25.01.2024. URL: https://fas.gov.ru/publications/24239 (дата обращения: 18.02.2025).

32. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. №6. С. 37–55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.

33. Мингазов С. «Магнит» начал перевод маркетплейса KazanExpress под бренд «Магнит Маркет» [Электронный ресурс] // Forbes. 15.04.2024. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/510391-magnit-nacal-perevod-marketplejsa-kazanexpress-pod-brend-magnit-market (дата обращения: 18.02.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Мелешкина А.И., Моросанова А.А. Регулирование договорных отношений в условиях омниканальности розничной торговли продовольственными товарами. Современная конкуренция. 2025;19(3):123-142. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-3-123-142

For citation:


Meleshkina A.I., Morosanova A.A. Regulation of Contractual Relations in the Context of Omnichannel Food Retail. Journal of Modern Competition. 2025;19(3):123-142. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-3-123-142

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)