Регулирование договорных отношений в условиях омниканальности розничной торговли продовольственными товарами
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-3-123-142
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема регулирования торговой деятельности в сфере продовольственных товаров в условиях развития омниканальности продаж и роста влияния маркетплейсов. Особое внимание уделяется анализу ограничений, установленных законом о торговле в отношении агентских договоров для торговых сетей, в контексте изменившихся рыночных условий. Исследование базируется на результатах социологического опроса, проведенного РОМИР в 2024 г. и включающего глубинные интервью с 18 экспертами – представителями компанийпоставщиков различного масштаба. На основе анализа полученных данных выявлены ключевые факторы, влияющие на выбор каналов продаж производителями продовольственных товаров и дана оценка результативности существующих форм контрактации. В статье обосновывается, что действующий запрет на использование агентских договоров торговыми сетями создает неравные условия регулирования по сравнению с маркетплейсами. Авторы приходят к выводу о необходимости корректировки законодательства с учетом изменившихся форм организации сбытовой деятельности в сфере продовольствия. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии понимания трансформации торговых практик в условиях цифровизации. Практическая ценность состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию регулирования торговой деятельности с учетом современных тенденций развития торговли продовольственными товарами и интересов всех участников.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. МелешкинаРоссия
Мелешкина Анна Игоревна, канд. экон. наук, научный сотрудник
Москва
А. А. Моросанова
Россия
Моросанова Анастасия Андреевна, канд. экон. наук, научный сотрудник; научный сотрудник, кафедра конкурентной и промышленной политики
Москва
Список литературы
1. Результаты социологического исследования «Барьеры в продажах продовольственных товаров в дистанционной торговле: опрос потребителей». – М.: РОМИР, 2024. – 26 с.
2. Маркетинговое исследование Рынок eGrocery: продажи на маркетплейсах [Электронный ресурс] // Data Insight. 14.02.2024. URL: https://datainsight.ru/DI_Vinogradova_Prodexpo_2024 (дата обращения: 18.02.2025).
3. Результаты социологического исследования «Барьеры в продажах продовольственных товаров в дистанционной торговле: глубинные интервью с экспертами». – М.: РОМИР, 2024. – 33 с.
4. Asmare A., Zewdie S. Omnichannel Retailing Strategy: A Systematic Review // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. 2022. Vol. 32. No. 1. P. 59–79. DOI: 10.1080/09593969.2021.2024447.
5. Beck N., Rygl D. Categorization of Multiple Channel Retailing in Multi-, Cross-, and Omni-Channel Retailing for Retailers and Retailing // Journal of Retailing and Consumer Services. 2015. Vol. 27. P. 170–178. DOI: 10.1016/j.jretconser.2015.08.001.
6. Cortiñas M., Chocarro R., Elorz M. Omni-channel Users and Omni-channel Customers: A Segmentation Analysis Using Distribution Services // Spanish Journal of Marketing – ESIC. 2019. Vol. 23. No. 3. P. 415–436. DOI: 10.1108/SJME-06-2019-0031.
7. Gao W., Li W., Fan H., Jia X. How Customer Experience Incongruence Affects Omnichannel Customer Retention: The Moderating Role of Channel Characteristics // Journal of Retailing and Consumer Services. 2021. Vol. 60. Article 102487. DOI: 10.1016/j.jretconser.2021.102487.
8. Никишкин В.В., Самарина Т.Н. Современные тренды развития розничной торговли продуктами питания // Практический маркетинг. 2021. №11 (297). С. 10–18. DOI: 10.24412/2071-3762-2021-11297-10-18.
9. Cai Ya-Jun, Lo C.K.Y. Omni-channel Management in the New Retailing Era: A Systematic Review and Future Research Agenda // International Journal of Production Economics. 2020. Vol. 229. Article 107729. DOI: 10.1016/j.ijpe.2020.107729.
10. Cao L., Li Li. The Impact of Cross-Channel Integration on Retailers' Sales Growth // Journal of Retailing. 2015. Vol. 91. No. 2. P. 198–216. DOI: 10.1016/j.jretai.2014.12.005.
11. Полевой А.А. Интернет-торговля как конкурентная стратегия российских розничных сетей // Современная конкуренция. 2013. №3 (39). С. 106–112.
12. Liu B., Guo X., Yu Y., Tian L. Manufacturer's Contract Choice Facing Competing Downstream Online Retail Platforms // International Journal of Production Research. 2020. Vol. 59. No. 10. P. 3017–3041. DOI: 10.1080/00207543.2020.1744767.
13. Xia Y., Zhang P.G. The Impact of the Online Channel on Retailers' Performances: An Empirical Evaluation // Decision Sciences Journal. 2010. Vol. 41. No. 3. P. 517–546. DOI: 10.1111/j.1540-5915.2010.00279.x.
14. Стеклова Т.Н., Стеклов А.Н., Лещева М.Г., Хоружий В.И. Анализ факторов онлайн-продаж продуктов питания как способ развития бизнеса // Бухучет в сельском хозяйстве. 2023. №12. С. 779–785. DOI: 10.33920/sel-11-2312-06.
15. Cai G. Channel Selection and Coordination in Dual-Channel Supply Chains // Journal of Retailing. 2010. Vol. 86. P. 22–36. DOI: 10.1016/j.jretai.2009.11.002.
16. Zhang L., Wang J. Coordination of the Traditional and the Online Channels for a Short-Life-Cycle Product // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 258. No. 2. P. 639–651. DOI: 10.1016/j.ejor.2016.09.020.
17. Chen Y.-C., Fang S.-C., Wen Ue-P. Pricing Policies for Substitutable Products in a Supply Chain with Internet and Traditional Channels // European Journal of Operational Research. 2013. Vol. 224. No. 3. P. 542–551. DOI: 10.1016/j.ejor.2012.09.003.
18. Zhang A.H. Toward an Economic Approach to Agency Agreements // Journal of Competition Law & Economics. 2013. Vol. 9. No. 3. P. 553–591. DOI: 10.2139/ssrn.2179673.
19. Shen Q., He Bo, Qing Q. Interplays between Manufacturer Advertising and Retailer Store Brand Introduction: Agency vs. Wholesale Contracts // Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. Vol. 64. Article 102801. DOI: 10.1016/j.jretconser.2021.102801.
20. Zennyo Y. Strategic contracting and hybrid use of agency and wholesale contracts in e-commerce platforms // European Journal of Operational Research. 2020. Vol. 281. No. 1. P. 231–239. DOI: 10.1016/j.ejor.2019.08.026.
21. International Agency and Distribution Handbook. EMEA [Электронный ресурс] // Baker & McKenzie. URL: https://www.bakermckenzie.com/-/media/files/insight/publications/2018/04/bk_international-agency-distribution_apr18.pdf (дата обращения: 18.02.2025).
22. Ланин А.Н. Проблема правового регулирования сделок в сетевом маркетинге // Образование и право. 2017. №4. С. 20–23.
23. Чеглов В.П., Столярова А.Н., Ткач А.Н. О стандартизации подходов к регулированию торговли в условиях цифровизации экономики // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. №3. С. 35–49. DOI: 10.33983/2075-1826-2021-3-35-49.
24. Абросимова Е.А. К вопросу о договорной ответственности маркетплейсов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. Т. 8. №2 (30). С. 231–240. DOI: 10.21603/2542-1840-2024-8-2-231-240.
25. Шаститко А.Е. Достоверность обязательств в контрактных отношениях: где пределы возможного? // Управленец. 2022. Т. 13. №2. С. 20–33. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-2-2.
26. 125 тысяч торговых объектов попали в обновленную базу INFOLine «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» [Электронный ресурс] // Retail.ru. 08.12.2023. URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/125-tysyach-torgovykh-obektov-popali-v-obnovlennuyu-bazu-infoline-top-200-krupneyshikh-torgovykh-set/ (дата обращения: 18.02.2025).
27. Матвеев К. Технологии, ассортимент, регионы: как развивается рынок e-grocery [Электронный ресурс] // РБК. 04.04.2024. URL: https://www.rbc.ru/industries/news/660a7c599a794770a23ea160 (дата обращения: 18.02.2025).
28. Рыночная власть на продуктовом рынке России [Электронный ресурс] // Центр развития потребительского рынка экономического факультета МГУ. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=108421&p=attachment (дата обращения: 18.02.2025).
29. Шаститко А.Е., Курдин А.А., Филиппова И.Н. Мезоинституты для цифровых экосистем // Вопросы экономики. 2023. №2. С. 61–82. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-2-61-82.
30. Обзор судебной практики по экономическим спорам, вытекающим из деятельности маркетплейсов за 2023 год от компании Fox Legal Consulting [Электронный ресурс] // Закон. URL: https://zakon.ru/blog/2023/12/28/obzor_sudebnoj_praktiki_sporov_s_marketplejsami_za_2023_god_ot_kompanii_fox_legal_consulting (дата обращения: 18.02.2025).
31. ФАС в СМИ: глава ФАС назвал доминирующим положение Wildberries и Ozon на рынке [Электронный ресурс] // ФАС. 25.01.2024. URL: https://fas.gov.ru/publications/24239 (дата обращения: 18.02.2025).
32. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. №6. С. 37–55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.
33. Мингазов С. «Магнит» начал перевод маркетплейса KazanExpress под бренд «Магнит Маркет» [Электронный ресурс] // Forbes. 15.04.2024. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/510391-magnit-nacal-perevod-marketplejsa-kazanexpress-pod-brend-magnit-market (дата обращения: 18.02.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Мелешкина А.И., Моросанова А.А. Регулирование договорных отношений в условиях омниканальности розничной торговли продовольственными товарами. Современная конкуренция. 2025;19(3):123-142. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-3-123-142
For citation:
Meleshkina A.I., Morosanova A.A. Regulation of Contractual Relations in the Context of Omnichannel Food Retail. Journal of Modern Competition. 2025;19(3):123-142. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-3-123-142