С развитием рыночных отношений на товарных рынках, в борьбе за лучшие позиции между хозяйствующими субъектами, нередко наблюдается поведение, поименованное в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» как согласо-ванные действия. При этом указанный Федеральный закон определяет лишь запреты на согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, но не дает ответов на ряд важных вопросов, касающихся как методики исследования согласованных дейст-вий, так и их отличий от параллельного поведения, молчаливого сговора. Данная статья посвящена решению ряда методических вопросов, возникающих в практической работе при исследовании и доказывании наличия согласованных действий.
В статье анализируются нормативно-правовые акты и правоприменительная практика в части пресечения недобросовестной конкуренции с использованием товарных знаков, зарегистрированных в СССР. В настоящее время на рынках стран СНГ активно используется около 1500 товарных зна-ков СССР без четко выработанных правовых регулятивных норм. Авторы отмечают, что вопросы функционирования советских товарных знаков нуждаются в правовой оценке и выработке методов регулирования, не исключающих развития новых маркетинговых технологий, встроенных в механизмы добросовестной конкурентной борьбы.
Технологическое отставание российской экономики от экономически развитых держав провоцирует снижение ключевых показателей, демонстрирующих уровень экономического развития России, и препятствует усилению конкурентных позиций нашей страны в системе международного разделения труда. В статье дана характеристика инновационной активности российской экономики, перечислены основные проблемы экономической модернизации как основы инновационного рывка. Кроме того, внимание автора уделено вопросу государственного участия в инвестировании инноваций.
В работе представлено исследование на предмет актуальности использования органи-зационно-управленческих инструментов менеджерами предпринимательских структур в конкурентных условиях.
В статье рассмотрен генезис формирования инструментария кластеризации в различных научных и практических областях и его прямое и опосредованное влияние на региональ-ные, корпоративные и отраслевые социально-экономические системы.
Статья посвящена анализу факторов инвестиционной привлекательности, которая скла-дывается из трех составляющих: инновационность, конкурентоспособность, инвестици-онные преимущества. Оценка молодых инновационных интернет-проектов по указанным параметрам оптимизирует процесс отбора проектов и минимизирует риски инвесторов.
В статье актуализируется необходимость обеспечения конкурентоспособности предпри-ятий химической отрасли России как фактор их устойчивого развития в современных ус-ловиях. Исследуется структура потенциала устойчивого развития предприятий, аргумен-тируется потребность гармоничного продвижения трех его составляющих: социальной, экономической и экологической, путем создания конкурентоспособной на современных рынках продукции.
В статье анализируются стратегии предпринимательского поведения, демонстрируемые сетями продуктового ритейла. Они рассматриваются как наборы долгосрочных решений, определяющих основные параметры бизнеса: формат магазина, ценообразование, тер-риторию конкуренции, интеграционные действия и др. Такой подход позволяет провести классификацию стратегий по критерию области принятия стратегического решения.
Статья посвящена вопросам применения многомерных классификационных методов для решения практических задач позиционирования товарных категорий. В частности, на примере категории «Чай» показано, как разбить ее на позиции, сформированные по признаку покупательских привычек или предпочтений. Для выполнения данной задачи использован дискриминантный анализ, целью которого является разбиение совокупности объектов на однородные группы. В результате исследования удалось сделать ассортимент категории «Чай» оптимальным.
Либерализация рынков услуг естественных монополий наземного обслуживания в аэро-портах ЕС началась с принятия в 1996 г. директивы ЕС 96/97. В России с 2009 г. Поста-новлением Правительства от 22.07.2009 № 599 были приняты правила доступа к услугам естественных монополий в аэропортах. Данная работа посвящена сравнительному анали-зу эффективности регулятивного воздействия на дефекты структур данных рынков.
В статье проведен анализ отрасли сельского хозяйства — птицеводства — Республики Мордовии за 2005–2010 гг. Рынок продукции птицеводства является одним из крупных рынков продовольственных товаров. Дан анализ как сельскохозяйственных предприятий, так и личных подсобных хозяйств, оценена эффективность деятельности предприятий отрасли, выявлены главные факторы, определяющие эффективность производства про- дукции птицеводства.
Автором рассматривается управление бизнес-процессами в сфере образования как ин- струмент создания конкурентоспособного, профессионально подготовленного участника современного рынка труда. Изложен порядок составления схемы-модели бизнес-процес- са оказания образовательных услуг профессиональным учебным заведением с опорой на DFD-схему, характеризующую бизнес-процесс с точки зрения временно′й независи- мости его элементов. Изложенный в статье материал служит основой для создания сети бизнес-процесса, способствующей контролю качества создаваемого продукта и обеспе- чивающей его конкурентоспособность.
В статье автор анализирует необходимость изменения российской модели сбережений населения и обосновывает развитие финансовых супермаркетов на российском рынке как перспективного финансового института привлечения инвестиций граждан в российскую экономику.
Рассматриваются теоретико-методические положения по оценке конкурентоспособности системы обслуживания клиентов при выплате страховых возмещений, представлены показатели оценки конкурентоспособности системы урегулирования убытков в стра- ховой компании. На основе методов экспертных оценок определены оценочные шкалы указанных показателей. В формализованном виде представлен интегральный показатель конкурентоспособности функционирования системы. На основе разработанной методики проведена оценка конкурентоспособности системы урегулирования убытков одной из оте- чественных страховых компаний, функционирующих на региональном рынке страховых услуг Тюменской области.
Мировая торговля товарами и услугами развивается в последнее время ускоренными темпами. Компании из разных стран активно пользуются финансовыми инструментами торгового финансирования, которые становятся конкурентами классических банковских продуктов. В настоящей статье рассмотрены и проанализированы различные аспекты конкуренции на российском и международном рынках факторинговых операций.
В статье рассматриваются дефиниции «устойчивое развитие», «финансовая среда»,«конкурентная среда» применительно к страховому рынку. Аргументируется необходи- мость поддержания конкурентоспособной финансовой среды страхового рынка в целях обеспечения его устойчивого развития в условиях современной экономики.
В статье приведена оценка целей стратегического развития региона в условиях конку- рентной борьбы (на примере Владимирской области).
ISSN 2687-0657 (Online)