Автор статьи дает ответ на вопрос: что такое Урал в новых экономико-политических реалиях. В статье анализируются и выявляются процессы, формирующие технологическую структуру конкурентоспособности экономики региона, а также оцениваются траектории, по которым он развивается, и последствия, к которым они могут привести, на что ориентируют экономику. Внимание уделено и анализу экономических связей областей и республик Урала: действительно ли это историческое образование или искусственно соединенные территории. Еще один круг вопросов, поставленных в статье, - место Урала в экономико-политическом пространстве России. Результаты работы позволяют более взвешенно подойти к формированию региональной экономической политики, основной задачей которой является выстраивание эффективной и конкурентоспособной экономики региона.
Сохранение и развитие динамики роста требует сбалансированности развития и усиления интегрированности внутреннего экономического пространства страны, что невозможно в условиях сохранения высоких различий между территориями. В связи с этим сближение фискальных региональных параметров является одним из существенных факторов снижения межрегиональных диспропорций и сбалансированности макроэкономического развития в стране. В текущую политическую повестку выдвинуты вопросы стратегического планирования. Выработка концепции регионального развития должна опираться на глубокий и объективный анализ результатов предыдущих политических решений. В статье представляется исследование последствий усиления вертикального направления в бюджетной политике в России.
В статье анализируется эволюция понятия «промышленная политика», приведены доводы за и против ее проведения; рассмотрена целесообразность реализации промышленной политики в зависимости от приверженности авторов к разным моделям экономической политики. Обоснованы теоретические основы формирования промполитики; систематизирован отечественный опыт ее проведения; выделены принципиальные особенности национальной конкурентной промышленной политики России XXI в., сближающие ее с конкурентной промышленной политикой развитых стран. Особое внимание в статье уделено региональным аспектам промышленной политики, в частности опыту ее разработки и реализации в Свердловской области.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с конкурентоспособностью российской экономики в контексте предстоящего присоединения к ВТО, основанные на данных международных организаций, имеющихся оценок российских и зарубежных ученых, а также по результатам собственного анализа. Критично анализируются аргументы как сторонников, так и противников вступления, отраслевых лоббистов и глобалистов.
Недостаточная эффективность инновационного развития российских компаний в настоящее время становится одним из главных препятствий укрепления их конкурентоспособности на внутреннем и международных рынках. В статье показывается, что важнейшим фактором повышения эффективности инновационного развития компании является внедрение количественных методов оценки рисков на основе системного подхода. Рассмотрены алгоритмы решения основных задач, возникающих при моделировании рисков на трех уровнях - отдельного инновационного проекта, портфеля проектов, компании в целом.
Сегодня все более актуальной становится проблема формализации показателей конкурентоспособности организации. Предлагается рассчитывать показатель конкурентоспособности организации как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках. Существует и более сложная методика расчета, включающая не только характеристики конкурентоспособности собственно товаров, производимых организацией, но и показатели, характеризующие систему маркетинга. В обоих случаях конкурентоспособность организации предлагается определять в статике с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются. В статье развиты положения теории сегментной конкуренции в части оценки конкурентоспособности товара путем учета динамики структуры рынка и динамики конкурентной позиции товара. Предлагаются коэффициенты, позволяющие определить размеры конкурентных позиций участников рынка в статике и динамике.
В современном бизнесе конкурентные преимущества получают те компании, персонал которых работает эффективнее. При этом клиенты компании видят, как правило, только внешнюю сторону работы - ее сотрудников и не могут знать о том, к примеру, какие хорошие и выгодные для них (клиентов) идеи появляются у руководителей компании. В этих условиях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников, контактирующих с клиентами компании, прямо и непосредственно приобретают особое значение. Для того чтобы персонал компании соответствовал тому имиджу, который стратегически важен для компании, им необходимо управлять. Один из секретов успешных компаний - в постоянном внимании и эффективном управлении трудноизмеримым человеческим ресурсом.
Мурашов Филипп Константинович - один из ведущих российских топ-менеджеров в области управления и развития персонала. В рейтинге 200 самых профессиональных директоров по персоналу, который провела Ассоциация менеджеров России, он занял 16 место. В 2008 г. в свет вышла его книга «Auctor: Человек Исследующий», в которой автор раскрывает секреты нестандартного мышления, формулирует рекомендации по воспитанию в себе нестандартного мышления и культуры исследователя, а также дает инструменты по их развитию. Эта книга для всех, кто стремится к профессионализму, а значит, к совершенству и в бизнесе, и в науке.
В приоритетном национальном проекте «Образование» серьезный акцент сделан на реализации идей компетентностного подхода. Этот подход вошел в систему образования в связи со сменой российской образовательной парадигмы и включением России в Болонский процесс. Сегодня практически все образовательные учреждения стоят перед задачей разработки профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов, адекватных требованиям бизнес-сообщества и социальных организаций. Подготовка таких специалистов позволит обеспечить рост конкурентоспособности действующих и формирующихся промышленных производств и организаций, предоставляющих услуги. Автор данной статьи делится опытом формирования профессиональных программ в одном из ведущих российских вузов, ставя вопросы, требующие обсуждения не только в образовательной сфере, но и в бизнес-среде.
В статье проанализированы исторические изменения в оценке деятельности предприятий. Развитие понятия конкурентоспособности предприятия увязывается с генезисом развития самого предприятия. Такой подход позволил определить основные принципы формирования конкурентоспособности предприятия. Впервые введено понятие инновационной привлекательности предприятия.
Взаимовлияние глобализации мирового хозяйства и конкурентоспособности национальных экономик увеличивается. Межстрановая миграция финансового, производственного, товарного, инновационного, интеллектуального капитала усиливает конкуренцию на национальных и мировых рынках, способствует изменению структуры производства. Усиливается взаимозависимость развития национальных экономик, включая возможность расширенного воспроизводства основного капитала на современном уровне. Плюсы и минусы влияния глобализации, конкуренции на экономики развитых и развивающихся стран не совпадают. Противоречия между последствиями глобализации мирового хозяйства и сохраняющимися стремлениями экономических субъектов к самодостаточности не стираются. Российская экономика перманентно увеличивает импорт оборудования для базовых отраслей воспроизводства основного капитала и потому увеличивает свою зависимость от конкурентов. Перспективы инновационного роста просматриваются слабо.
ISSN 2687-0657 (Online)