Угрозы развития цифровых рынков на основе анализа деятельности агрегатора "Яндекс.Такси"
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-106-118
EDN: VMTOUH
Аннотация
Статья посвящена выявлению и глубокому анализу тех угроз, которые возникают при внедрении агрегирующих цифровых платформ. Задачи исследования состоят в последовательном рассмотрении следующих проблем современных цифровых платформ: ценовая дискриминация, недовольство со стороны исполнителей, нарушение духа трудового законодательства, недобросовестная конкуренция, нарушение принципа распределения рисков и прибыли, опасность конкуренции цифровых платформ. Методы исследования: анализ и синтез информации из отечественных и зарубежных источников, статистический анализ, исторический анализ. В ходе исследования выявлены и проанализированы шесть видов угроз, которые исходят от цифровых платформ. На примере агрегатора «Яндекс.Такси» и примеров из международной практики показано, что все эти угрозы имеют место по всему миру, включая Россию. Также показано, что эти угрозы и их растущее влияние напрямую связаны с ростом влияния цифровых платформ, которые усиливают свои позиции по отношению к гражданам, организациям и государственным органам. Сделаны следующие обобщающие заключения: цифровые платформы имеют широкие возможности по ведению недобросовестной конкуренции, нарушению трудового, антимонопольного и иного законодательства; отдельные случаи локальных нарушений или несправедливых действий складываются в единую модель развития угроз по всему миру; в глобальных цифровых войнах корпораций проигравшей стороной оказываются граждане и государства. Для снижения рисков и долгосрочной стабилизации угроз цифровизации необходимо разрабатывать и внедрять значимые способы общественного и государственного контроля в сфере высоких технологий, прежде всего - провести реформирование трудового и смежного с ним законодательства так, чтобы оно учитывало реалии современного развития информационных технологий. Показано, что отечественное законодательство пока еще серьезно отстает от современных тенденций общественно-экономического устройства. Результаты исследования применимы для современной отечественной юриспруденции, экономики и социологии там, где они касаются вопросов цифровой экономики и деятельности цифровых платформ.
Список литературы
1. Вартаев Р. С., Гараев Р. З., Коваленко А. И. Злоупотребление доминированием цифровых платформ (на примере дела Google в России) // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 5 (59). С. 89-141.
2. Вострикова Е. О. Влияние ценовой дискриминации на благосостояние: дис. … канд. экон. наук. - М., 2007. - 17 с.
3. Коваленко А. И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 18-37. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-18-37.
4. Лютов Н. Л., Войтковская И. В. Водители такси, выполняющие работу через онлайн-платформы: каковы правовые последствия "уберизации" труда? // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6 (115). С. 149-159. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.149-159.
5. Пономарева Е. А. Ценовая дискриминация на двухсторонних рынках: пример такси // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 9. С. 70-79.
6. Цифровые платформы и создание стоимости в развивающихся странах: последствия для политики стран и международной политики. Записка секретариата ЮНКТАД [Электронный ресурс] // Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. URL: https://unctad.org/system/files/official- document/tdb_ede4d2_ru.pdf (дата обращения: 27.11.2020).
7. Чесалина О. В. Трудоправовые гарантии для лиц, занятых посредством онлайн-платформ // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. С. 108-117. DOI: 10.34076/2619-0672-2020-4-1-108-117.
8. Шаститко А. Е., Маркова О. А. О подходах к определению границ рынков с платформами // Конкуренция и право. 2020. Т. 5. № 42. С. 12-23.
9. Шилоносова Н. В., Бутрина Ю. В. Анализ развития онлайн-платформ в условиях шеринговой экономики. Серия "Экономика и менеджмент" // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 167-179. DOI: 10.14529/em190417.
10. Bourreau M., De Streel A. The regulation of personalised pricing in the digital era [Электронный ресурс] // Directorate for Financial and Enterprise Affairs Competition Committee (DAF/COMP), WD. 2018. URL: https://ssrn. com/abstract=3312158 (дата обращения: 27.11.2020). DOI: 10.2139/ssrn.3312158.
11. Wang X., He F., Yong H., Gao H. O. Pricing strategies for a taxi-hailing platform // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2016. No. 93. P. 212-231.
Рецензия
Для цитирования:
Чесноков А. Угрозы развития цифровых рынков на основе анализа деятельности агрегатора "Яндекс.Такси". Современная конкуренция. 2021;15(3):106-118. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-106-118. EDN: VMTOUH
For citation:
Chesnokov A. Threats to the Digital Markets Development Basing on Analysis of the "Yandex.Taxi" Aggregator. Journal of Modern Competition. 2021;15(3):106-118. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-106-118. EDN: VMTOUH