Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Угрозы развития цифровых рынков на основе анализа деятельности агрегатора "Яндекс.Такси"

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-106-118

EDN: VMTOUH

Аннотация

Статья посвящена выявлению и глубокому анализу тех угроз, которые возникают при внедрении агрегирующих цифровых платформ. Задачи исследования состоят в последовательном рассмотрении следующих проблем современных цифровых платформ: ценовая дискриминация, недовольство со стороны исполнителей, нарушение духа трудового законодательства, недобросовестная конкуренция, нарушение принципа распределения рисков и прибыли, опасность конкуренции цифровых платформ. Методы исследования: анализ и синтез информации из отечественных и зарубежных источников, статистический анализ, исторический анализ. В ходе исследования выявлены и проанализированы шесть видов угроз, которые исходят от цифровых платформ. На примере агрегатора «Яндекс.Такси» и примеров из международной практики показано, что все эти угрозы имеют место по всему миру, включая Россию. Также показано, что эти угрозы и их растущее влияние напрямую связаны с ростом влияния цифровых платформ, которые усиливают свои позиции по отношению к гражданам, организациям и государственным органам. Сделаны следующие обобщающие заключения: цифровые платформы имеют широкие возможности по ведению недобросовестной конкуренции, нарушению трудового, антимонопольного и иного законодательства; отдельные случаи локальных нарушений или несправедливых действий складываются в единую модель развития угроз по всему миру; в глобальных цифровых войнах корпораций проигравшей стороной оказываются граждане и государства. Для снижения рисков и долгосрочной стабилизации угроз цифровизации необходимо разрабатывать и внедрять значимые способы общественного и государственного контроля в сфере высоких технологий, прежде всего - провести реформирование трудового и смежного с ним законодательства так, чтобы оно учитывало реалии современного развития информационных технологий. Показано, что отечественное законодательство пока еще серьезно отстает от современных тенденций общественно-экономического устройства. Результаты исследования применимы для современной отечественной юриспруденции, экономики и социологии там, где они касаются вопросов цифровой экономики и деятельности цифровых платформ.

Об авторе

Алексей Анатольевич Чесноков
МГУ имени М. В. Ломоносова


Список литературы

1. Вартаев Р. С., Гараев Р. З., Коваленко А. И. Злоупотребление доминированием цифровых платформ (на примере дела Google в России) // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 5 (59). С. 89-141.

2. Вострикова Е. О. Влияние ценовой дискриминации на благосостояние: дис. … канд. экон. наук. - М., 2007. - 17 с.

3. Коваленко А. И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 18-37. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-18-37.

4. Лютов Н. Л., Войтковская И. В. Водители такси, выполняющие работу через онлайн-платформы: каковы правовые последствия "уберизации" труда? // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6 (115). С. 149-159. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.149-159.

5. Пономарева Е. А. Ценовая дискриминация на двухсторонних рынках: пример такси // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 9. С. 70-79.

6. Цифровые платформы и создание стоимости в развивающихся странах: последствия для политики стран и международной политики. Записка секретариата ЮНКТАД [Электронный ресурс] // Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. URL: https://unctad.org/system/files/official- document/tdb_ede4d2_ru.pdf (дата обращения: 27.11.2020).

7. Чесалина О. В. Трудоправовые гарантии для лиц, занятых посредством онлайн-платформ // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. С. 108-117. DOI: 10.34076/2619-0672-2020-4-1-108-117.

8. Шаститко А. Е., Маркова О. А. О подходах к определению границ рынков с платформами // Конкуренция и право. 2020. Т. 5. № 42. С. 12-23.

9. Шилоносова Н. В., Бутрина Ю. В. Анализ развития онлайн-платформ в условиях шеринговой экономики. Серия "Экономика и менеджмент" // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 167-179. DOI: 10.14529/em190417.

10. Bourreau M., De Streel A. The regulation of personalised pricing in the digital era [Электронный ресурс] // Directorate for Financial and Enterprise Affairs Competition Committee (DAF/COMP), WD. 2018. URL: https://ssrn. com/abstract=3312158 (дата обращения: 27.11.2020). DOI: 10.2139/ssrn.3312158.

11. Wang X., He F., Yong H., Gao H. O. Pricing strategies for a taxi-hailing platform // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2016. No. 93. P. 212-231.


Рецензия

Для цитирования:


Чесноков А. Угрозы развития цифровых рынков на основе анализа деятельности агрегатора "Яндекс.Такси". Современная конкуренция. 2021;15(3):106-118. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-106-118. EDN: VMTOUH

For citation:


Chesnokov A. Threats to the Digital Markets Development Basing on Analysis of the "Yandex.Taxi" Aggregator. Journal of Modern Competition. 2021;15(3):106-118. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-106-118. EDN: VMTOUH

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)