Предпринимательские функции в контексте подготовки профессиональных предпринимателей
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-1-78-90
Аннотация
В статье представлено авторское обоснование необходимости профессионального предпринимательского образования. Выявлено, что для легитимности предпринимательства как науки и образования необходима адекватная этой сфере терминология. Доказано, что предпринимательство – это профессиональная деятельность, основанная на специальных знаниях, умениях и навыках, которые можно формировать в процессе обучения. Определены специфические предпринимательские функции, в которых управленческие функции, вопреки принятому мнению, являются далеко не главными. На основе анализа теоретических подходов к выделению предпринимательских функций выявлены дискуссионные моменты их формулирования и обоснован авторский предпринимательский цикл, включающий функции и компетенции предпринимателя. Приводятся суждения ученых, изучающих профессиональное предпринимательское образование. Исследуется формулировка функций и компетенций предпринимателей в трактовке различных авторов. Обосновывается авторская формулировка предпринимательских функций и компетенций. Работа имеет теоретическое значение, поскольку вносит вклад в теорию предпринимательства. Практическое значение основано на возможности применения авторского предпринимательского цикла при построении образовательных программ обучения предпринимателей.
Об авторе
Э. З. ОмаровРоссия
Омаров Эдуард Закирович, канд. психол. наук, профессор, директор Международной школы предпринимательства,
Тюмень.
Список литературы
1. Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. С. 79–93. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021.
2. Широкова Г. В., Богатырева К. А., Беляева Т. В., Ласковая А. К., Карпинская Э. О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия 2018 [Электронный ресурс] // Gsom.spbu.ru. 2019. URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf (дата обращения: 20.06.2020).
3. Духон А. Б., Зиньковский К. В., Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 139– 172. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-139-172.
4. Яшин А. А., Williams D., Клюев А. К., Багирова А. П. Предпринимательское образование в России: анализ влияния региональных стейкхолдеров // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 5. С. 64–74. DOI: 10.15826/umpa.2019.05.042.
5. Чепуренко А. Ю. Теория предпринимательства: новые вызовы и перспективы // Форсайт. 2015. Т. 9. № 2. С. 44–57. DOI: 10.17323/1995-459X.2015.2.44.57.
6. Сорокин П. С., Повалко А. Б., Черненко С. Е. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 48 с.
7. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121.
8. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 130–143. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.
9. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 97–107. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107.
10. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121.
11. Рубин Ю. Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 5–28. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-5-28.
12. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития / пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.
13. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии / сост., вступ. ст. и коммент. М. К. Бункиной, А. М. Семенова. – М.: Дело, 2000. – 232 с.
14. Смирнова Я. В. Экономика предприятия: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2017. – 120 с.
15. Стребкова Л. Н. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 132 с.
16. Капустина Л. М., Мыслякова Ю. Г. Предпринимательство: учебное пособие; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2019. – 154 с.
17. Организация предпринимательской деятельности. Краткий курс лекций / сост. А. Алешина, Е. И. Севостьянова. – Саратов, 2016. – 76 с.
18. Бусыгин А. В. Предпринимательство. – М.: Дело, 2001. – 640 с.
19. Анохин С. А., Щербаков В. Н., Шупик А. И. Общетеоретические и методологические аспекты эффективности развития предпринимательства: монография. – М.: Издательская Торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2013. – 354 с.
20. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7–21.
21. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83–103.
22. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30–56.
23. Омаров Э. З. Проблема определения и оценки успешности предпринимательской деятельности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2009. № 5. С. 155–161.
24. Орехова С. В., Никитина О. М., Ярошевич Н. Ю. Поглощающая способность университета: нормативные и воспринимаемые оценки // Управленец. 2024. Т. 15. № 2. С. 31–47. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-2-3.
25. Ревин И. А., Цыбулевская Д. Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 514.
26. Балабанова A. В. Предпринимательские компетенции: содержание, принципы формирования и развития // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2024. № 4. С. 56– 63. DOI: 10.24182/2073-6258-2024-23-4-56-63.
27. Потапова О. Н., Погорелова А. Ю., Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Семкина Т. А. Формирование предпринимательских компетенций в области социального предпринимательства // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 6. С. 93–111. DOI: 10.37791/2687-0657-2023-17-6-93-111.
28. Бубновская О. В., Крюгер Н., Гуторов И. И. Когнитивная гибкость как фактор принятия решений в предпринимательстве // Управленец. 2022. Т. 13. № 1. С. 2–19. DOI: 10.29141/22185003-2022-13-1-1.
Рецензия
Для цитирования:
Омаров Э.З. Предпринимательские функции в контексте подготовки профессиональных предпринимателей. Современная конкуренция. 2025;19(1):78-90. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-1-78-90
For citation:
Omarov E.Z. Entrepreneurial Functions in the Context of Training Professional Entrepreneurs. Journal of Modern Competition. 2025;19(1):78-90. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-1-78-90