Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Формирование конкурентоспособного кадрового потенциала химических предприятий с использованием многоэтапного механизма целевого обучения в вузах

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-1-38-51

Аннотация

Статья посвящена исследованию механизмов формирования конкурентоспособного кадрового потенциала на предприятиях химической промышленности с помощью системы целевого обучения. Возрастающая потребность в квалифицированных специалистах на предприятиях отрасли свидетельствует о необходимости применения эффективных методов подбора персонала. В статье обосновывается необходимость совершенствования существующей системы целевого обучения на основе анализа статистических данных за 2020–2024 гг., демонстрирующих ее низкую эффективность. Авторами проведен комплексный анализ, состоящий из статистической обработки данных по приему на целевое обучение в образовательные организации высшего образования за 2019– 2024 гг., а также системного анализа нормативно-правовой базы и существующих исследований авторов по данной тематике. В частности, был рассмотрен процесс реализации подхода целевого обучения специалистов для предприятий химической промышленности, в результате чего выявлены проблемы, мешающие его эффективной реализации. В соответствии с вышесказанным рассмотрение возможных путей повышения результативности системы целевого обучения является актуальной научной и практической задачей. Новизна исследования заключается в разработке механизма организации многоэтапного взаимодействия между химическими предприятиями и потенциальными сотрудниками с учетом экологических аспектов условий труда и проживания. В результате исследования предложен механизм целевого обучения, предусматривающий создание научно-производственных центров при вузах как связующего звена образовательных учреждений с предприятиями.

Об авторах

А. С. Глазкова
АО «Объединенная химическая компания «Уралхим»; Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса (Росинформагротех)
Россия

Глазкова Александра Сергеевна, канд. экон. наук, советник генерального директора; старший научный сотрудник,

Москва.



С. В. Тутов
ООО «Сибур»; Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса (Росинформагротех)
Россия

Тутов Сергей Владимирович, директор по исследованиям и разработкам; младший научный сотрудник, 

Москва.



В. В. Рожков
Филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске
Россия

Рожков Вячеслав Владимирович, канд. техн. наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе,

Смоленск.



Список литературы

1. Россия и страны мира. 2023: Стат. сб. [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rus_strani_mira_2023.pdf (дата обращения: 17.12.2024).

2. Химическая промышленность: актуальные оценки [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/956101493.html (дата обращения: 17.12.2024).

3. Рубин Ю. Б. Менеджмент участия в конкуренции как направление научных исследований // Современная конкуренция. 2024. Т. 18. № 1. С. 69–91. DOI: 10.37791/2687-0657-2024-18-1-69-91.

4. Рубин Ю. Б. Конкурентная проблематика в теории стартапов и в содержании обучения начинающих предпринимателей // Современная конкуренция. 2024. T. 18. № 4. С. 45–64. DOI: 10.37791/2687-0657-2024-18-4-45-64.

5. Якушкина Н. А., Гаврилюк Е. С. Целевое обучение в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы развития механизма // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 240. № 2. С. 302–326. DOI: 10.38197/2072–2060-2023-240-2-302-326.

6. Эзрох Ю. С. Целевой прием в российские вузы: текущее состояние, проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2022. № 3. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-3-9-27.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.12.2024).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475586/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 18.12.2024).

9. Путин поручил проработать вопрос о квоте на целевое обучение до 90% под нужды компаний [Электронный ресурс] // ТАСС. 02.11.2023. URL: https://tass.ru/obschestvo/19185973?ysclid=m3rbdse4mm372258586 (дата обращения: 18.12.2024).

10. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (дата обращения: 18.12.2024).

11. 5 выводов о новом механизме целевого приема [Электронный ресурс] // Skillbox Media. 10.09.2024. URL: https://skillbox.com/media/education/5-vyvodov-o-novom-mekhanizme-tselevogo_priyema/ (дата обращения: 19.12.2024).

12. Правительство утвердило квоты приема на целевое обучение в вузах на 2024 год [Электронный ресурс] // Правительство России. 26.02.2024. URL: http://government.ru/docs/50964/ (дата обращения: 19.12.2024).

13. Смоленская область стала лидером по числу договоров целевого обучения [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 25.10.2024. URL: https://www.smol.kp.ru/online/news/6057984/ (дата обращения: 19.12.2024).

14. Число «целевиков» в колледжах Смоленской области за три года выросло в 30 раз [Электронный ресурс] // ТАСС. 08.11.2024. URL: https://tass.ru/obschestvo/22354841 (дата обращения: 23.02.2025).

15. Гурьянов С. Известия. Неоправданные средства: вузы недосчитались студентов по целевому набору [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 15.08.2023. URL: https://news.tpprf.ru/ru/media/5022711/ (дата обращения: 19.12.2024).

16. Федеральный закон от 14.04.2023 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444703/ (дата обращения: 20.12.2024).

17. Замахина Т. Путин подписал закон о совершенствовании системы целевого обучения в РФ [Электронный ресурс] // RG.RU. 14.04.2023. URL: https://rg.ru/2023/04/14/putin-podpisal-zakon-osovershenstvovanii-sistemy-celevogo-obucheniia-v-rf.html (дата обращения: 20.12.2024).

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2024 № 388-р // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://static.government.ru/media/files/iZPLvMgSBNI9JxkiWXJqzePB6ONo7NsB.pdf (дата обращения: 20.12.2024).

19. Пучков А. Ю., Дли М. И., Василькова М. А., Прокимнов Н. Н. Метод прогнозирования оттока клиентов банка на основе ансамблевой модели машинного обучения // Прикладная информатика. 2024. № 1. С. 5–27. DOI: 10.37791/2687-0649-2024-19-1-5-27.

20. Пучков А. Ю., Дли М. И., Прокимнов Н. Н., Соколов А. М. Интеллектуальная модель управления рисками нарушения характеристик электромеханических устройств в многостадийной системе переработки рудного сырья // Прикладная информатика. 2023. Т. 18. № 1. С. 22–36. DOI: 10.37791/2687-0649-2023-18-1-22-36.


Рецензия

Для цитирования:


Глазкова А.С., Тутов С.В., Рожков В.В. Формирование конкурентоспособного кадрового потенциала химических предприятий с использованием многоэтапного механизма целевого обучения в вузах. Современная конкуренция. 2025;19(1):38-51. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-1-38-51

For citation:


Glazkova A.S., Tutov S.V., Rozhkov V.V. Formation of Personnel Potential of Chemical Enterprises Using Multi-Stage Mechanism of Target Set of Applicants of Universities. Journal of Modern Competition. 2025;19(1):38-51. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-1-38-51

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)