Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Институциональный дизайн Порядка 220 в отношении цифровых и классических рынков

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-6-5-17

Аннотация

Предлагаемая статья отражает методологическое описание и конкретные предложения по содержательному наполнению отдельных положений Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок 220), в связи с комплексом изменений, касающихся в первую очередь цифровых рынков. В статье представлен краткий исторический контент изменения и трансформации методик по анализу товарных рынков для целей антимонопольного правоприменения, который указывает на необходимость важных дополнений и модернизации Порядка 220 как в отношении цифровых рынков, так и актуализации понятий и категорий общего контура анализа товарных рынков. Особое внимание уделено тому, что инструментальное раскрытие понятий «решающее влияние» и «сетевой эффект» является важнейшим нарративом регуляторной оси в цифровой повестке. В статье предлагается матрица вариативности исследовательского инструментария для анализа релевантного рынка (классического и цифрового), так как существенные трансформации классической рыночной парадигмы в условиях расширения цифровизации общественной и экономической жизни предполагают изменение исследовательского инструментария для оценки состояния конкурентной среды. Учитывая, что различные виды онлайн-платформ конкурируют на основе различных параметров качества, представлено описание теста SSNDQ, который может стать основным аргументом доказательства эластичности переключения пользователей платформы, что указывает на потенциальную целесообразность его включения в Порядок 220. Впервые в научном исследовательском контенте системно отражено авторское видение инструментальных оценок сетевых эффектов и признаков доминирования цифровых платформ, систематизированы показатели анализа последствий и силы сетевого эффекта. Предложены четыре комплексные группы показателей, позволяющих оценить последствия и силу сетевого эффекта, отражен их содержательный контент.

Об авторе

И. В. Князева
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Россия

Князева Ирина Владимировна, докт. экон. наук, профессор, руководитель Центра исследования конкуренции и экономики

Новосибирск



Список литературы

1. Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 25.12.2023).

2. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103446/ (дата обращения: 15.12.2023).

3. Цыганов А. Г. Введение. Становление системы анализа товарных рынков в деятельности российского антимонопольного органа. – В кн.: Оценка состояния конкуренции на товарных рынках правовые и общие вопросы: монография. – М.: Издательская группа «Юрист», 2020. – С. 17–40.

4. Model Law on Competition // UNCTAD. URL: https://unctad.org/publication/model-law-competition (дата обращения: 15.12.2023).

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378656/ (дата обращения: 15.12.2023).

6. Князева И. В., Заикин Н. Н. Феномен переговорной силы на конкурентных товарных рынках // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 4. С. 5–18. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-4-5-18.

7. Попондопуло В. Ф. Рыночная власть производителей и потребителей товаров. Формы ее проявления и законодательное регулирование // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 2–9. DOI: 10.18572/2225-8302-2021-4-2-9.

8. Anand B. The Content Trap: A Strategist’s Guide to Digital Change. – New York: Random House, 2016. – 464 р.

9. Stobierski T. What are network effects? // Harvard Business School. November 12, 2020. URL: https://online.hbs.edu/blog/post/what-are-network-effects (дата обращения: 25.12.2023).

10. Jin L., Coolican D. 16 Ways to Measure Network Effects // Andreessen Horowitz. December 13, 2018. URL: https://a16z.com/16-ways-to-measure-network-effects/ (дата обращения: 25.12.2023).

11. Network Effects and Efficiencies in Multisided Markets. Note by H. Shelanski, S. Knox and A. Dhilla. Hearing on Re-thinking the use of traditional antitrust enforcement tools in multi-sided markets // OECD. 21–23 June 2017. URL: https://one.oecd.org/document/DAF/COMP/WD(2017)40/FINAL/en/pdf (дата обращения: 15.12.2023).

12. Шаститко А. Е., Маркова О. А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 37–55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.

13. The Future of Market Definition by the European Commission // Latham & Watkins LLP. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=a5b6644b-8e52-4cba-89a5-b6df6a0ea630 (дата обращения: 15.12.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Князева И.В. Институциональный дизайн Порядка 220 в отношении цифровых и классических рынков. Современная конкуренция. 2023;17(6):5-17. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-6-5-17

For citation:


Knyazeva I.V. Institutional Design of the Order 220 in Relation to Digital and Classical Markets. Journal of Modern Competition. 2023;17(6):5-17. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-6-5-17

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)