В статье рассматривается актуальная проблема регулирования торговой деятельности в сфере продовольственных товаров в условиях развития омниканальности продаж и роста влияния маркетплейсов. Особое внимание уделяется анализу ограничений, установленных законом о торговле в отношении агентских договоров для торговых сетей, в контексте изменившихся рыночных условий. Исследование базируется на результатах социологического опроса, проведенного РОМИР в 2024 г. и включающего глубинные интервью с 18 экспертами – представителями компаний-поставщиков различного масштаба. На основе анализа полученных данных выявлены ключевые факторы, влияющие на выбор каналов продаж производителями продовольственных товаров и дана оценка результативности существующих форм контрактации. В статье обосновывается, что действующий запрет на использование агентских договоров торговыми сетями создает неравные условия регулирования по сравнению с маркетплейсами. Авторы приходят к выводу о необходимости корректировки законодательства с учетом изменившихся форм организации сбытовой деятельности в сфере продовольствия. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии понимания трансформации торговых практик в условиях цифровизации. Практическая ценность состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию регулирования торговой деятельности с учетом современных тенденций развития торговли продовольственными товарами и интересов всех участников.
Ключевые слова
агентские договоры, торговые сети, маркетплейсы, омниканальность, продовольственная торговля, регулирование торговли, межканальная конкуренция