8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Авторы

Моросанова А. А.

Ученая степень
канд. экон. наук, научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС; научный сотрудник, кафедра конкурентной и промышленной политики, МГУ имени М. В. Ломоносова
E-mail
aamorosanova@gmail.com
Местоположение
Москва, Россия
Статьи автора

Цифровая трансформация на транспорте: возможности развития и риски ограничения конкуренции

Цифровая трансформация затрагивает все сферы экономики: как те, что непосредственно связаны с IT- технологиями, так и те, где они напрямую не задействованы. Если рассматривать транспортную сферу, то наибольшие конкурентные эффекты можно наблюдать в сферах грузовых перевозок. Это связано, с одной стороны, с тем, что крупные операторы стремятся предоставить совместные услуги со всеми видами транспорта и реализовать доставку «от двери до двери». А с другой стороны, наблюдается определенное «зонирование» и разбивка на специализации по типам грузов или по территориальному признаку. С точки зрения внедрения цифровых технологий в совершенствование ж/д путей, сервисов по авиаперевозкам или логистике автоперевозок зарубежные компании продвинулись гораздо дальше российских: только лишь планируемые в России изменения уже активно вводятся за рубежом. Основными препятствиями при внедрении цифровых технологий в эти отрасли являются: требование значительных инвестиционных вложений (особенно от небольших компаний), отсутствие стратегии развития отрасли, включающей в себя цифровые аспекты, наличие значительных лоббистских интересов со стороны крупных компаний. Сам процесс проникновения цифровых технологий сопряжен с определенными конкурентными рисками: с одной стороны, имеется тенденция к консолидации рынка и возникновению крупных компаний по мультимодальным перевозкам, что может привести к злоупотреблению доминирующим положением. С другой стороны, теперь в отрасль могут войти компании, вовсе не обладающие транспортной базой, а лишь имеющие эффективное приложение-платформу. Регулирующим органам необходимо принимать во внимание новые тенденции и разрабатывать собственные сервисы для получения своевременной и достоверной информации о состоянии конкуренции на рынке.
Читать дальше...

Регулирование договорных отношений в условиях омниканальности розничной торговли продовольственными товарами

В статье рассматривается актуальная проблема регулирования торговой деятельности в сфере продовольственных товаров в условиях развития омниканальности продаж и роста влияния маркетплейсов. Особое внимание уделяется анализу ограничений, установленных законом о торговле в отношении агентских договоров для торговых сетей, в контексте изменившихся рыночных условий. Исследование базируется на результатах социологического опроса, проведенного РОМИР в 2024 г. и включающего глубинные интервью с 18 экспертами – представителями компаний-поставщиков различного масштаба. На основе анализа полученных данных выявлены ключевые факторы, влияющие на выбор каналов продаж производителями продовольственных товаров и дана оценка результативности существующих форм контрактации. В статье обосновывается, что действующий запрет на использование агентских договоров торговыми сетями создает неравные условия регулирования по сравнению с маркетплейсами. Авторы приходят к выводу о необходимости корректировки законодательства с учетом изменившихся форм организации сбытовой деятельности в сфере продовольствия. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии понимания трансформации торговых практик в условиях цифровизации. Практическая ценность состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию регулирования торговой деятельности с учетом современных тенденций развития торговли продовольственными товарами и интересов всех участников. Читать дальше...

Главный редактор