Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск
Том 19, № 5 (2025)
Скачать выпуск PDF

Конкурентная политика

4-32 30
Аннотация
В статье рассматриваются особенности цифровых платформ как многосторонних рыночных структур, создающих условия для возникновения и усиления сетевых эффектов, оказывающих влияние на формирование рыночной власти транзакционных платформ-маркетплейсов. Систематизированы базовые теории функционирования цифровых платформ, определены особенности и специфический характер платформенного взаимодействия контрагентов на маркетплейсах, описаны особенности управления системой отношений в условиях влияния формирующихся сетевых эффектов. Отмечена высокая зависимость селлеров (продавцов) от цифровой площадки, обусловленная сетевыми эффектами и последствиями их влияния на поведение как потребителей, так и продавцов. Сетевые эффекты становятся основным источником конкурентного преимущества, однако одновременно создают высокие барьеры входа для новых участников. Выделены ключевые характеристики цифровых платформ, определяющие их влияние на участников рынка и необходимость специфического регулирования. Проанализированы типовые нарушения антимонопольного законодательства в деятельности маркетплейсов за последние годы и представлены индикаторы рыночной власти. Выделены три основных проблемных поля, которые попадают в сферу антимонопольного контроля: недобросовестное рыночное поведение селлеров, злоупотребления со стороны платформы в отношении них и иных участников платформенного взаимодействия, влияние внешних и внутренних сетевых эффектов на поведенческие решения и действия субъектов платформенного взаимодействия и конечных потребителей. Представленные выводы и предложения могут быть использованы для совершенствования стратегий работы компаний на маркетплейсах, а также при разработке регулирующих и аналитических инструментов, предупреждающих риски антимонопольного правоприменения.
33-50 27
Аннотация
Статья посвящена выработке подходов к государственному регулированию товарных рынков с целью стабилизации цен в периоды ценовых шоков. Авторы систематизируют меры государственного регулирования, применявшиеся в российской и мировой практике для преодоления ценовых шоков, включая внешнеторговые ограничения, меры фискального характера, товарные и закупочные интервенции. Особое внимание уделяется политике развития биржевого сегмента товарных рынков как потенциально проконкурентного инструмента отладки рыночных механизмов, акцент на который делает ФАС России в рамках достижения среднесрочных задач конкурентной политики, пытаясь формировать систему национальных ценовых индикаторов. Следуя идеологии оценки регулирующего воздействия, авторы идентифицируют шесть ключевых критериев для сравнения альтернатив регулирования рынков, включая стабильность цен, надежность поставок, минимизацию затрат для госбюджета и трансакционных издержек для участников рынка, поддержку отечественных отраслей и технологические возможности. По этим критериям авторы сопоставляют десять основных альтернатив и приходят к выводу, что налаживание системы ценовых индикаторов, позволяющих оперативно и обоснованно применять меры антимонопольного реагирования, показывает хороший баланс выгод и издержек, но эти индикаторы не должны универсально сводиться к биржевым котировкам. Само по себе биржевое ценообразование необязательно обеспечивает стабильность цен, может создавать дополнительные издержки для участников рынка за счет нарушения долгосрочных производственно-сбытовых цепочек и не всегда является обоснованным с учетом свойств сырьевых товаров. Альтернативные механизмы – демпфер, интервенции, запреты на экспорт – могут быть лучше с точки зрения быстрой стабилизации, но дают негативные эффекты в части стимулов для производителей и/или бремени для госбюджета.

Отраслевая конкурентоспособность

51-65 21
Аннотация
В статье исследуется управленческая составляющая проведения активной промышленной политики как ключевого фактора национальной конкурентоспособности в условиях трансформации мирового экономического порядка. На основе сравнительного анализа трех волн российской индустриализации (имперской, советской и современной) выявляются универсальные управленческие механизмы и тайм-менеджерские аспекты координации действий государства и бизнеса. Обосновывается, что успех индустриализации определяется не только финансовыми инвестициями и мерами господдержки, но в значительной степени способностью государственного аппарата к концентрации «управленческого внимания», эффективной организации «менеджмента участия в мировой конкуренции» и созданию организационных форм, снижающих транзакционные издержки координации государства и бизнеса. В работе анализируются исторические кейсы создания специализированных институтов развития, гибкого сочетания agile- и waterfall-подходов в управлении промышленной политикой, а также мотивационных и информационных механизмов индустриализации. Сформулированы практические выводы для современных руководителей, включая необходимость осознания «менеджмент-стоимости» промышленной политики. Обосновывается, что для современной России творческая адаптация проверенных исторических управленческих практик является ключом к успешной реализации задачи «новой индустриализации» в условиях внешнего давления.
66-89 26
Аннотация
В последние годы регулирование нефтяной отрасли и топливных рынков в России претерпевает регулярные изменения, что увеличивает неопределенность для хозяйствующих субъектов. В последние годы был осуществлен большой налоговый маневр с обнулением экспортных пошлин и введением демпферного механизма, усугубляют ситуацию периодические запреты на экспорт нефтепродуктов. Целью данного исследования является разработка рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия конкурентной и промышленной политики в нефтяной отрасли России. В рамках исследования выявлены основные механизмы конкурентной и промышленной политики в нефтяной отрасли, проведен анализ дискретных институциональных альтернатив их комбинирования в странах со схожими с Россией институциональными условиями и разработаны рекомендации по реформированию отрасли. В целях снижения нагрузки на федеральный бюджет и сбалансированного развития нефтяной отрасли России необходимо постепенно перейти к более либерализованным формам регулирования ценообразования на топливо вместо существующей демпферной системы и сдерживаемым розничным ценам на топливо, что препятствует развитию конкуренции в отрасли. Для этого целесообразно постепенно внедрить адресные субсидии для наиболее уязвимых слоев населения в отдаленных районах и политику по пересмотру ставок акцизов на топливо в качестве системной меры при росте экспортной альтернативы, а также увеличить величину инвестиционной надбавки для нефтяных компаний. Исследование вносит вклад в дискуссию о взаимодействии конкурентной и промышленной политик в условиях ресурсозависимой экономики. Результаты исследования могут быть использованы в целях оптимизации государственного регулирования нефтяной отрасли.

Практика предпринимательства в конкурентной среде

90-107 34
Аннотация
В настоящей статье автором определяются аспекты регулирования экономической безопасности страны на законодательном уровне. В частности, рассматриваются риски информационной безопасности страны как одного из ключевых элементов системы в современном мире, что подкрепляется статистическими данными. Кроме того, на основе обзора литературы рассматриваются и сопоставляются основные подходы к определению понятия «экономическая безопасность предприятия», представленные в трудах ученых. По итогам данного этапа предлагается авторское понимание термина как положения максимальной защищенности организации, обеспечивающегося за счет регулярного применения заранее разработанных и утвержденных комплексных методов правового, организационного, финансового, технического и информационного характера, направленных на обнаружение и последующее предотвращения угроз (или рисков) с целью повышения уровня конкурентоспособности и эффективности деятельности конкретного предприятия. Во второй части исследования проводится анализ основных существующих на сегодняшний день угроз на предприятиях РФ и предлагается их классификация с использованием двух легко контролируемых на практике критериев: по сфере возникновения и по отношению к действиям человека. Основные общенаучные методы, используемые в рамках исследования, – анализ литературы, классификация, описание и обобщение, также применяются различные графические методы в целях визуализации информации. Результаты настоящего исследования имеют практическое значение, поскольку будут использованы автором на заключительном этапе работы при разработке комплекса эффективных стратегий, политик и мер по управлению экономической безопасностью на предприятиях России. Качественно организованная система экономической безопасности на предприятии позволяет повысить его конкурентоспособность.

Цифровая трансформация бизнеса

108-123 26
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей процессов цифровизации бизнеса через призму реализации национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Актуальность исследования обусловлена потребностью преодоления системных барьеров на пути цифровой трансформации бизнеса в России и усиления его роли в рамках государственных инициатив. Исследование обосновывает несоответствие национальных инициатив актуальным потребностям бизнеса и ограниченность применяемых индикаторов цифровой трансформации. Методологическая основа исследования включает комплекс научных методов (аксиоматическое рассуждение, теоретизация, абстрагирование, классификация, моделирование и систематизация), что позволило провести всесторонний анализ понятийного аппарата «цифровизация бизнеса» с позиции научного, нормативного, системного, концептуального и функционального подходов. Новизна работы заключается в разработке конкретной системы предложений по интеграции бизнеса в национальный проект, которая включает пошаговый план действий, сбор потребностей бизнеса, запуск пилотных программ, внедрение инвестиционных налоговых вычетов и формирование системы региональных показателей для мониторинга эффективности. Выводы исследования подчеркивают необходимость смещения акцента с создания общих условий на целенаправленную поддержку цифровой трансформации бизнеса через предложенные меры, что будет способствовать достижению целей национального проекта.

Вопросы теории

124-137 24
Аннотация
В статье исследуется развитие моделей конкуренции платформ, их теоретические предпосылки, ключевые этапы развития и современные вызовы. Особое внимание уделено историческому анализу: от идей о снижении трансакционных издержек и роли посредников до первых формальных подходов к двухсторонним рынкам. Описаны основные концепции, лежащие в основе теории платформ: прямые и перекрестные сетевые эффекты, асимметрия информации и нелинейное ценообразование. Проанализированы этапы углубления формализации: появление первых моделей ценообразования и мультихоуминга, эмпирические исследования сетевых эффектов на примере печатных справочников и расширение аналитической базы для исследования платформенных рынков. В разделе современных исследований рассмотрены новые модели, учитывающие лояльность пользователей, динамику входа конкурентов и произвольное число платформ. Выявлены ключевые ограничения существующих подходов: универсальные допущения о симметрии агентов и однородности условий, недостаток эмпирической верификации, а также игнорирование отраслевых и национальных особенностей. Указано, что эти ограничения снижают прикладную ценность моделей и могут вести к ошибочным рекомендациям для регуляторов и бизнеса. Обосновывается необходимость перехода от разработки отдельных моделей к созданию модульных конструкторов с расширяемыми компонентами: организация рынка, ценообразование, мультихоуминг и прочие дополнения, отражающие особенности национальных и отраслевых рынков. Предлагается интегрировать эмпирическую верификацию на всех этапах моделирования и активно применять междисциплинарные методы (машинное обучение, статистический анализ, сетевой анализ). Такой подход обеспечит адаптивность моделей к реальным условиям и повысит качество стратегических решений в сфере регулирования и управления цифровыми платформами.

Библиография

138-143 21
Аннотация
Рецензия на монографию «Обучение предпринимательству в средней школе» выделяет основные темы и задачи, проводит краткий обзор содержания монографии и дает оценку месту и значению публикации. Рецензируемая работа по праву может считаться одним из самых полных и объемных исследований в данной области, потому что содержит как доступное изложение теоретических концепций предпринимательской деятельности, необходимое для формирования мировоззрения молодых предпринимателей, так и изложение вполне конкретных практических результатов и рекомендаций в отношении деятельности по обучению предпринимателей со школьной скамьи. Другим достоинством монографии следует считать системные рекомендации по ведению процесса обучения учителям и преподавателям средней школы и колледжей. Авторы публикуют целый спектр практических инструментов обучения, предназначенных именно для данного направления обучения предпринимательской деятельности обучающихся старшего школьного возраста. В частности, книга содержит очень подробное изложение конкретных специальных программ обучения, таких как «Бизнес без вложений», что, безусловно, найдет практическое применение в образовательных программах средних школ и колледжей. Монографию следует рассматривать как основополагающий документ всего современного направления обучения предпринимательству как профессии.


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)