Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Феномен переговорной силы на конкурентных товарных рынках

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-5-18

EDN: GUJXEZ

Аннотация

Появление в некоторых отраслях сетевых ретейлеров и корпоративных ассоциативных структур, ставших крупнейшими покупателями или инициаторами рыночных процессов, стало формировать со стороны покупателя рыночную власть или переговорную силу покупателя, что стало объектом более широкого исследования, подтвердившего свою актуальность. Реализация переговорной силы со стороны потребителя не всегда проявляется в системе экономических взаимодействий как действие, нарушающее конкуренцию, и отождествляется как механизм бизнес-стратегий или форма реализации маркетинговых конкурентных практик. Существуют типы рынков и рыночных ситуаций, в которых данный феномен является по сути центральным звеном сделки, регулирующий цены, объемы, условия контракта и распределения блага. Цель исследования - рассмотреть феномен переговорной силы, так как последствия ее проявлений формируют долгосрочные потери как для продавца, так и для рынка в целом. Для реализации поставленной цели необходимо решение нескольких задач: провести теоретический анализ понятия «переговорная сила», определить отличие переговорной силы от рыночной власти и выделить факторы, влияющие на становление и развитие переговорной силы. В данной статье уделено внимание исследованию эволюции теоретической мысли в области раскрытия феномена переговорной силы. Зарубежные источники дают некоторое понимание предмета переговорной силы, однако вопрос о факторах, исследовательских школах и индикаторах оценки до сих пор остается открытым. В статье на основе имеющегося библиографического контента представлен комплексный анализ категории «переговорная сила» в различных условиях взаимодействия агентов, сложившихся научных направлений ее изучения. Систематизированные факторы, оказывающие влияние на переговорную силу, и векторы их воздействия отражают аккумулированное авторское мнение разных исследовательских взглядов. В статье отражены критериальные характеристики проявления переговорной силы на рынке. Понимание сути изучаемого феномена может быть полезно для расширения поля анализа рынка в случаях антимонопольных разбирательств, предотвращения антиконкурентных действий, формирования системы антимонопольного комплаенса и предупреждения антимонопольных рисков.

Об авторах

Ирина Владимировна Князева
Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС


Николай Николаевич Заикин
Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС


Список литературы

1. Инструментарий для оценки для воздействия на конкуренцию. Том II: Руководство [Электронный ресурс] // OECD. URL: https://www.oecd.org/daf/competition/49167929.pdf (дата обращения: 11.05.2022).

2. Закатаев А. О. Антимонопольное регулирование власти покупателя в зарубежных юрисдикциях на примере правопорядка США // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 10-13. DOI: 10.18572/2225-8302-2021-4-10-13.

3. Морозов А. Н., Павлова Н. С. Переговорная сила и рыночная власть: подходы к разделению для целей антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2019. С. 1-26. URL: https://ssrn.com/abstract=3347609 (дата обращения: 10.05.2022).

4. Шаститко А. Е., Павлова Н.С. Переговорная сила и рыночная власть: варианты соотношения и выводы для политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. №2. С. 39-58. DOI: 10.31737/2221-2264-2017-34-2-2.

5. Chae S., Heidhues P. Buyers' Alliances for Bargaining Power // Journal of Economics & Management Strategy. 2004. Vol. 13. No. 4. P. 731-754. DOI: 10.2139/ssrn.497062.

6. Commons J. R., Andrews J.B. Principles of Labor Legislation. - 4th edition. - New York: Harper & Brothers, 1936. - 524 р.

7. Dunlop J. T., Higgins B. "Bargaining Power" and Market Structures // Journal of Political Economy. 1942. Vol. 50. No. 1. P. 1-26. DOI: 10.1086/255826.

8. Fletcher L., Paulsen A., Kaldor D., Stucky W. G. Bargaining Power in Agriculture. - Ames, Iowa: The Center for Agricultural and Economic Adjustment, 1961. CARD Reports 9. - 113 р. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/38890472.pdf (дата обращения: 11.05.2022).

9. Lindblom С. E. Bargaining Power in Price and Wage Determination // The Quarterly Journal of Economics. 1948. Vol. 62. No. 3. P. 396-417. DOI: 10.2307/1882838.

10. Marshall A. Principles of Economics. - 8th edition. - New York: The Macmillan Co, 1920. - 320 р. URL: https://oll.libertyfund.org/title/marshall-principles-of-economics-8th-ed (дата обращения: 10.05.2022).

11. McKie J. W. Tin Can and Tin Plate: A Study of Competition in Two Related Markets. - Cambridge: Harvard University Press, 1959. - 321 р. DOI: 10.4159/harvard.9780674429758.

12. Monopsony and Buyer Power 2008. Policy Roundtables. DAF/COMP(2008)38 // OECD. 2008. URL: https://www.oecd.org/daf/competition/44445750.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

13. Porter M. E. Consumer Behavior, Retailer Power and Market Performance in Consumer Goods Industries // The Review of Economics and Statistics. 1974. Vol. 56. No. 4. Р. 419-436. DOI: 10.2307/1924458.

14. Porter M. E. How Competitive Strategy Forces Shape Strategy // Harvard Business Review. March-April 1979. URL: https://hbr.org/1979/03/how-competitive-forces-shape-strategy (дата обращения: 11.07.2021).

15. Ruffle B. When Do Large Buyers Pay Less? Experimental Evidence // The Journal of Industrial Economics. 2013. Vol. 61. No. 1. P. 108-137. DOI: 10.2139/ssrn.1444870.

16. Smith A. The Wealth of Nations: Books 1-3. - Penguin Classics, 1982. - 544 р.

17. Stucke M. E. Looking at the Monopsony in the Mirror // Emory Law Journal. 2012. Vol. 62. No. 1509. P. 1518-1521. DOI: 10.2139/ssrn.2094553.


Рецензия

Для цитирования:


Князева И., Заикин Н. Феномен переговорной силы на конкурентных товарных рынках. Современная конкуренция. 2022;16(4):5-18. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-5-18. EDN: GUJXEZ

For citation:


Knyazeva I., Zaikin N. The Phenomenon of Bargaining Power on the Competitive Product Markets. Journal of Modern Competition. 2022;16(4):5-18. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-5-18. EDN: GUJXEZ

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)