Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Конкурентные стратегии участников торгов по госзакупкам

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-91-104

EDN: ZHAPHH

Аннотация

Активное продвижение Правительством РФ мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса через систему государственных и муниципальных закупок с 2022 года (обязанность закупать не менее 25% от своих потребностей у малого и среднего бизнеса вместо 15%, как было с 2014 по 2021 год [1]) привело к актуализации вопросов о барьерах для входа на рынки госзаказа. Целью исследования является создание «карты конкуренции», на основе которой предприниматель, выходящий на рынок госзакупок, сможет определить, на каких отраслевых и региональных рынках ему эффективнее работать с учетом текущего уровня конкуренции. Для достижения заявленной цели были реализованы следующие задачи: проанализированы результаты закупочной деятельности всех российских регионов за 2020 и 2021 годы в формате матрицы конкуренции: оценено участие поставщиков из каждого российского региона в закупках, объявленных в каждом из регионов, определена вероятность победы в зависимости от сочетания «участник - регион», а также «регион - объект - закупки». При проведении исследования был использован статистический инструментарий по работе с усредненными данными по конкуренции и с ключевыми факторами и измерениями, имеющими корреляцию. Источниками информации стали 3 976 711 извещений и соответствующих им протоколов о госзакупках из открытых данных ftp-сервера ЕИС за 2020 и 2021 годы, собранные и обработанные написанной на Python программой с использованием БД PostgreSQL 12. По итогам проведенных исследований даны рекомендации участникам закупок о том, на каких региональных и отраслевых рынках эффективнее участвовать в закупках и где гарантирована максимальная вероятность победы.

Об авторах

Джамиля Алимовна Созаева
Университет «Синергия»; АО «Единая электронная торговая площадка»


Константин Валерьевич Гончар
АО «Единая электронная торговая площадка»; МГТУ им. Н. Э. Баумана


Список литературы

1. Федеральный закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ "О внесении изменений в статью 3-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388794/ (дата обращения: 16.06.2022).

2. Коковихин А. Ю., Огородникова Е. С., Уильямс Д., Плахин А. Е. Комплексная оценка конкурентной среды социально-значимых и приоритетных рынков // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 1. С. 79-94. DOI: 10.17059/2018-1-7.

3. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. Vol. 47. P. 263-291. DOI: 10.2307/1914185.

4. Stanford economists Paul Milgrom and Robert Wilson win the Nobel in economic sciences // Stanford University News. 2020. URL: https://news.stanford.edu/2020/10/12/stanford-economists-paul-milgrom-robert-wilson-win-nobel-economic-sciences/(дата обращения: 10.12.2021).

5. Caldwell N., Walker H., Harland Ch., Knight L., Zheng J., Wakeley T. Promoting competitive markets: The role of public procurement // Journal of Purchasing and Supply Management. 2005. Vol. 11. No. 5-6. P. 242-251. DOI: 10.1016/j.pursup.2005.12.002.

6. Kamann D.-J. F. Organizational design in public procurement: A stakeholder approach // Journal of Purchasing and Supply Management. 2007. Vol. 13. No. 2. P. 127-136. DOI: 10.1016/j.pursup.2007.05.002.

7. Weiss L., Thurbon E. The business of buying American: Public procurement as trade strategy in the USA // Review of International Political Economy. 2006. Vol. 13. No. 5. P. 701-724. DOI: 10.1080/09692290600950597.

8. Saastamoinen J., Reijonen H., Tammi T. SMEs' market orientation toward public sector customers in public procurement // International Journal of Public Sector Management. 2021. Vol. 34. No. 1. P. 1-16. DOI: 10.1108/ IJPSM-05-2020-0131.

9. Рубин Ю. Б. Тактические модели и операции в конкуренции // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 3 (51). С. 82-142.

10. Рубин Ю. Б. Стратегии и тактики конкурентного поведения // Современная конкуренция. 2007. № 3 (3). С. 81-96.

11. Глазов Р. В., Орехов С. А. Применение типовых конкурентных типов стратегий в современной предпринимательской практике // Современная конкуренция. 2012. № 2 (32). С. 13-19.

12. Хасис Л. А. Розничный рынок продовольственных товаров: конкурентные стратегии и государственное регулирование // Современная конкуренция. 2010. № 5 (23). С. 25-33.

13. Середа А. В. Маркетинг закупок - учет неопределенности исхода торгов в маркетинговой стратегии организации для участия в тендерах // Вопросы отраслевого управления. Маркетинг. 2013. № 1 (1). С. 24-27.

14. Сорокин В. Ю. Международные торги как движущая сила развития и конкурентоспособности оборонно- промышленного комплекса Тульской области // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2011. № 2-1. С. 232-238.

15. Федорченко А. В. Стимулирование конкуренции на внутреннем рынке Израиля через государственные закупки, стандарты и технологический аудит // Современная конкуренция. 2012. № 2 (32). С. 49-59.

16. Шмелева М. В. Принцип конкуренции в государственных закупках // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2018. № 1. С. 86-91.

17. Яковлев А. А., Балаева О. Н., Родионова Ю. Д., Ткаченко А. В. Проблемы и эффективность госзакупок глазами их участников // ЭКО. 2020. № 11 (557). С. 83-103. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2020-11-83-10.

18. Островная М. В., Подколзина Е. А. Ограничения конкуренции на примере российских государственных закупок // Вопросы экономики. 2018. № 2. С. 56-73. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-2-56-73.


Рецензия

Для цитирования:


Созаева Д., Гончар К. Конкурентные стратегии участников торгов по госзакупкам. Современная конкуренция. 2022;16(3):91-104. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-91-104. EDN: ZHAPHH

For citation:


Sozaeva D., Gonchar K. Competitive Strategies of Public Procurement Bidders. Journal of Modern Competition. 2022;16(3):91-104. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-91-104. EDN: ZHAPHH

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)