Ценовая дискриминация на дефицитных рынках: теоретический анализ
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-71-85
EDN: XNUJIS
Аннотация
Антимонопольное законодательство включает в систему анализа товарных рынков и аргументации доказываний антиконкурентного поведения ряд оценочных норм, предусматривающих использование широкого спектра методов экономического и маркетингового анализа. Наиболее широкое дискуссионное пространство заложено в определении и оценке содержательных положений понятия «ценовая дискриминация». Особый исследовательский интерес представляет выработка рекомендаций по регулированию ситуации дефицитных товарных рынков с необоснованным различием цен на один и тот же товар. Данный вопрос предлагаем рассмотреть в двух статьях - первая посвящена рассмотрению теоретических аспектов и экономических положений ценовой дискриминации, вторая (будет опубликована в № 4) - анализу маркетинговых положений и системе стимулирования продаж, предусматривающих различие в цене, предлагаемой продавцом, в условиях дефицитных рынков. В фокусе внимания настоящего исследования - особенности механизма ценовой дискриминации и вопрос функционирования дефицитных рынков как формы рыночной аномалии. Дефицитные рынки, в отличие от ситуации дефицита на рынке, возникают не вследствие установления цены ниже равновесного уровня, а вследствие спекулятивного спроса на блага и/или затруднений в производстве товаров и услуг, вызванных внешними шоками. Ценовая дискриминация, трансформируясь на дефицитных рынках, наносит урон потребительскому и предпринимательскому излишку, снижает общественное благосостояние при неизменности транзакций. Риски проявления ценовой дискриминации на дефицитном рынке требуют от государств новых решений и способов регулирования. Однако вследствие отсутствия глубокой научной и методологической изученности данного вопроса консенсуса по принципам и методам регулирования таких ситуаций пока не выработано. Статья претендует на апробацию следующих научных результатов: сформулировано гибридное определение ценовой дискриминации; обосновано нормативное закрепление ценовой дискриминации как действий, ограничивающих конкуренцию в системе государственного регулирования; рассмотрены критерии существования дефицитного рынка и обоснованы предположения о его трансформирующем влиянии на рыночные силы; описано отличие дефицитного рынка товаров и услуг от ситуации дефицита в классической модели спроса и предложения; показаны издержки ценовой дискриминации для фирм и потребителей на рынке товаров; сделана попытка описать перспективное антимонопольное регулирование ценовой дискриминации на дефицитных рынках.
Об авторах
Ирина Владимировна КнязеваНиколай Николаевич Заикин
Ирина Викторовна Бондаренко
Список литературы
1. Князева И. В. Сцилла и Харибда антимонопольного правоприменения в условиях социально- экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 2 (78). С. 5-25.
2. Макконнелл К. P. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн; пер. с англ. - 19-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 1056 с.
3. Varian H. Price discrimination. - In book: Handbook of Industrial Organization / ed. by R. Schmalensee, R. Willig. 1989. Vol. 1. Ch. 10. P. 597-654.
4. Stigler G. Theory of price. - New York: Macmillan, 1987. - 384 p.
5. Латышев А. Ю. Механизм ценовой дискриминации в хозяйственной деятельности крупных корпорация России // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 18 (373). С. 199-209.
6. Pigou A. C. The economics of welfare. - London: Macmillan, 1920. - 976 p.
7. Ioan C. A., Ioan G. Aspects of price discrimination in the monopoly // Acta Universitatis Danubius. OEconomica. Danubius University of Galati, 2012. No. 3 (3). P. 101-112.
8. Nahata B., Kokovin S., Zhelobodko E. Comparison between second and third degree price discrimination // SSRN Electronic Journal. 2006. URL: https://www.researchgate.net/publication/228288846_Comparison_Between_ Second_and_Third_Degree_Price_Discrimination (дата обращения: 25.06.2021). DOI: 10.2139/ssrn.904383.
9. Смирнова О. О. Ценовая дискриминация и рыночная власть фирмы: теоретический анализ // Крымский научный вестник. 2015. № 3. С. 25-33.
10. Mehra Salil K. Antitrust and the robo-seller: competition in the time of algorithms // Minnesota Law Review. 2016. URL: https://scholarship.law.umn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1203&context=mlr (дата обращения: 25.06.2021).
11. Escobari D., Rupp N. G., Meskey J. An analysis of dynamic price discrimination in airlines // SSRN Electronic Journal. 2018. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/88287/(дата обращения: 25.06.2021).
12. Simshauser P. Report. Energy policy research group. University of Cambridge, 2018. URL: http://www.jstor.org/ stable/resrep30439 (дата обращения: 06.05.2021).
13. Zhao Y. Price dispersion in the grocery market // The Journal of Business. 2006. Vol. 79. No. 3. P. 1175-1192. DOI: 10.1086/500673.
14. Торбенко А. М. Ценовая политика продавцов в моделях пространственной конкуренции (на примере рынка сортового проката) // Пространственная экономика. 2014. № 4. С. 39-55.
15. Armstrong M. Price discrimination // MPRA. Paper 4693. Germany, University Library of Munich, 2006. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/4693/1/MPRA_paper_4693.pdf (дата обращения: 25.06.2021).
16. Levine M. E. Price discrimination without market power // Yale Journal on Regulation. 2001. Vol. 19. No. 1. URL: https://digitalcommons.law.yale.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1113&context=yjreg (дата обращения: 25.06.2021). DOI: 10.2139/ssrn.224947.
17. Nalebuff B. Bundling as a Way to Leverage Monopoly. 2004. URL: https://www.researchgate.net/publication/228179133_Bundling_as_a_Way_to_Leverage_Monopoly (дата обращения: 25.06.2021).
18. Gottlieb D., Kent S. Lapse-based insurance. 2014. URL: https://cpb-us-w2.wpmucdn.com/sites.wustl.edu/dist/c/547/files/2019/12/Lapse-Based-Insurance.pdf (дата обращения: 06.05.2021).
19. Grubb M. D. Overconfident consumers in the marketplace // The Journal of Economic Perspectives. 2015. Vol. 29. No. 4. P. 9-36.
20. Kfir E., Spiegler R. Consumer optimism and price discrimination // Theoretical Economics. 2008. No. 3. P. 459-497.
21. Ивлева В. С., Сюпова М. С. Ценовая дискриминация и ее воздействие на общественное благосостояние // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 2. С. 75-79.
22. Geradin D., Petit N. Price discrimination under EC competition law: another antitrust doctrine in search of limiting principles? // Journal of Competition Law and Economics. Oxford University Press, 2006. Vol. 2. No. 3. P. 479-531.
23. Шаститко А. А. Ценовая дискриминация: экономическая теория и практика правоприменения // Современная конкуренция. 2018. T. 12. № 6 (72). С. 27-37.
24. Шмаков А. В., Петров С. П. Определение оптимальной величины штрафов за нарушение антимонопольного законодательства // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 2. С. 85-94.
25. Akerlof G. A. The market for lemons: quality uncertainty and the market mechanism // The Quarterly Journal of Economics. 1970. Vol. 84. No. 3. P. 488-500.
26. Бекбергенева Д. Е. Особенности ценообразования на различных типах рынка // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 12. С. 39-42.
Рецензия
Для цитирования:
Князева И., Заикин Н., Бондаренко И. Ценовая дискриминация на дефицитных рынках: теоретический анализ. Современная конкуренция. 2021;15(3):71-85. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-71-85. EDN: XNUJIS
For citation:
Knyazeva I., Zaikin N., Bondarenko I. The Price Discrimination on the Shortage Markets: Theoretical Analysis. Journal of Modern Competition. 2021;15(3):71-85. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-71-85. EDN: XNUJIS