Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Курс "Техно-стартап" Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-132-143

EDN: WUIAMT

Аннотация

Современная экономика остро нуждается в инноваторах, способных проектировать технологический облик будущего. Оптимальным способом обучения будущих техноинноваторов признан проектный подход, дополненный бизнес-образованием. Но исследования показали, что в России проектная деятельность в существующих формах не выполняет свои основные функции: не дает учащимся опыта создания инновации, не развивает критического мышления, не формирует интереса к созданию новых продуктов или услуг, к их внедрению и диффузии. Целью исследования стал поиск подходов, методов и форм обучения, которые сформируют у учащихся стремление выбрать карьеру в сфере техноинноваторства или высокотехнологичного предпринимательства, дадут опыт и знания, необходимые для организации техностартапа. С целью проверки найденных педагогических решений был разработан и апробирован курс «Техно-стартап» для школьников Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность. Исследование показало, что введение в обучение психологических тренингов (обучение учащихся техникам генерации и тестирования идеи, эмпатии, проведения глубинных интервью, командообразования, планирования и т. д.), геймификация всех типов занятий, разработка заданий курса как инструмент развития дизайн- и бизнес-мышления обучающихся, ведение мониторинга развития компетенций учащихся и компонентов их мышления с помощью специально подготовленных трекеров, построение этапов учебного проекта в соответствии с этапами реального технологического стартапа (введение этапов эмпатии, MVP, привлечение внешнего финансирования) позволили достигнуть цели исследования.

Об авторах

Анна Александровна Солодихина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)


Мария Владиславовна Солодихина
Московский педагогический государственный университет (МПГУ); Институт гравитации и космологии; Российский университет дружбы народов (РУДН)


Список литературы

1. Hayashida H., Katayama-Yoshida H. Dynamic thinking process model of high-tech new material product development // 2012 Proceedings of PICMET'12 "Technology Management for Emerging Technologies". 2012. P. 2560-2569. URL: https://www.researchgate.net/publication/261132257_Dynamic_thinking_process_model_of_ high-tech_new_material_product_development (дата обращения: 05.04.2021).

2. Zhu Q. Exploring how to build innovation and entrepreneurship education ecosystems in universities in Guangdong against the backdrop of the Guangdong-Hong Kong-Macau Reater bay area // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 165. Article 02005. DOI: 10.1051/e3sconf/202016502005.

3. National Research Council. Next generation science standards: For states, by states. The National Academies Press, 2013. DOI: 10.17226/18290.

4. Estabrooks Leigh B., Couch Stephanie R. Failure as an active agent in the development of creative and inventive mindsets // Thinking Skills and Creativity. 2018. Vol. 30. P. 103-115. DOI: 10.1016/j.tsc.2018.02.015.

5. Krajcik J., McNeill Katherine L., Reiser Brian J. Learning-goals-driven design model: Developing curriculum materials that align with national standards and incorporate project-based pedagogy // Science Education. 2008. Vol. 92. No. 1. P. 1-32. DOI: 10.1002/sce.20240. URL: https://www.tandfonline.com/doi/fu ll/10.1080/03057267.2016.1226573 (дата обращения: 05.04.2021).

6. Mustafa N., Ismail Z., Tasir Z., Said M., Haruzuan M. A meta-analysis on effective strategies for integrated STEM education // Advanced Science Letters. 2016. Vol. 22. No. 12. P. 4225-4228. DOI: 10.1166/asl.2016.8111.

7. Fung D., Howe C. Liberal studies in Hong Kong: a new perspective on critical thinking through group work // Thinking Skills and Creativity. 2012. Vol. 7. No. 2. P. 101-111. DOI: 10.1016/j.tsc.2012.04.002.

8. Солодихина М. В., Солодихина А. А., Немолочнов Е. В. Проектная деятельность и критическое мышление // Физика в школе. 2018. № S2. С. 289-291.

9. Платонова Е. Д., Игумнов О. А. Опыт реализации образовательных проектов по развитию предпринимательства в средней школе // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 116-122. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-116-122.

10. Рубин Ю. Б. Разработка профессионального стандарта предпринимателя как условие повышения эффективности вовлечения молодежи в предпринимательство // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 45-61. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61.

11. Немолочнов Е. В., Солодихина М. В. Исследование потребностей участников проектной деятельности для создания специализированного сайта // Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых". 2016. С. 174-182.

12. Корешникова Ю. Н. Развитие критического мышления в современном российском обществе: что дает университет? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6 (154). С. 91-110. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.06.

13. Кузубов С. А., Платонова Е. И. Сравнительный анализ патентной активности в России и за рубежом в контексте перехода на инновационный путь развития // НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/ articles/136098518 (дата обращения: 06.04.2021).

14. Солодихина А. А. Проектная деятельность: школа - вуз // Физика в школе. 2017. № S3. С. 51-55.

15. Солодихина А. А. Школьная проектная деятельность как подготовка к участию в научном студенческом сообществе // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием памяти проф. Н. М. Кожевникова "Физическое образование: от прошлого к будущем". 2017. С. 257-260.

16. Солодихина А. А., Солодихина М. В. Исследование инсоляции жилого массива в проектной деятельности // Школа и производство. 2017. № 2. С. 28-30.

17. Солодихина М. В. Формирование мышления будущих инноваторов в учебной проектной деятельности // Школа и производство. 2019. № 3. С. 15-22.

18. Айзексон У. Стив Джобс. - М.: Астрель: CORPUS, 2012. - 688 с. URL: https://cdn1.ozone.ru/multimedia/ 1012853301.pdf (дата обращения: 09.04.2021).

19. Черняк А. Минимальная команда стартапа (MVT) и числа Фибоначчи // 10 идей и трендов дня. 2015. URL: https://daily10.ru/minimalnaya-komanda-startapa-mvt-i-chisla-fobinachchi/ (дата обращения: 10.02.2021).

20. Лаптев Г. Д., Шайтан Д. К. Обучение инновационному предпринимательству: выработка гармоничного набора компетенций в менеджменте, дизайне и инженерии // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4 (64). С. 18-27.

21. Андреева О. Ю., Шишкин Д. Г. Развитие предпринимательских компетенций в техническом университете: опыт и успешные практики // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4 (64). С. 5-17.


Рецензия

Для цитирования:


Солодихина А., Солодихина М. Курс "Техно-стартап" Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность. Современная конкуренция. 2021;15(2):132-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-132-143. EDN: WUIAMT

For citation:


Solodikhina A., Solodikhina M. The techno-startup course of the School of entrepreneurship as an introduction to innovation. Journal of Modern Competition. 2021;15(2):132-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-132-143. EDN: WUIAMT

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)