Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Формирование и развитие коммуникативной компетенции предпринимателей

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-123-131

EDN: ZUNMLQ

Аннотация

Статья посвящена исследованию основных этапов формирования коммуникативной компетенции и технологии профессионально ориентированного обучения культуре речи студентов, обучающихся по направлению «Предпринимательство». Обосновывается необходимость владения высоким уровнем коммуникативной компетенцией как одним из условий личной конкурентоспособности предпринимателя. Представлено несколько компонентов коммуникативной компетенции, в соответствии с которыми ведется обучение: языковой (нормативный), функционально-стилистический, риторический. Рассматривается значимость развития коммуникативной компетенции с учетом всех элементов ее структуры, включающей знание основных норм русского литературного языка, умение составлять устные и письменные тексты в соответствии с функциональными стилями русского литературного языка; владение навыком создания аргументированных высказываний; знание этикетных средств речи и умение выбирать наиболее эффективные из них для осуществления деловой коммуникации. Подчеркивается необходимость профессионально ориентированного обучения культуре речи, моделирования на занятиях реальных жизненных ситуаций, предполагающих развитие умения использовать различные языковые регистры. Поскольку язык выполняет функции не только передачи информации, но и воздействия, особое внимание уделяется риторическому аспекту коммуникативной компетенции, основам логики и теории аргументации, подготовке публичной речи, формированию навыка не просто правильно, но и логично, убедительно строить устную и письменную речь. Предложена методика проведения занятий, направленная на развитие коммуникативных способностей обучающихся, включающая интерактивные технологии: ситуационные практикумы, тренинги, дидактические игры. Такие формы позволяют повысить эффективность вовлечения обучающихся в процесс познавательной деятельности, развить навыки группового общения, умения вырабатывать необходимую коммуникативную стратегию в зависимости от условий и цели общения.

Об авторе

Елена Вячеславовна Ушакова
Университет «Синергия»


Список литературы

1. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Формирование профессиональных компетенций для успешного участия в конкуренции в процессе освоения студентами программ по предпринимательству в современном бакалавриате // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 40-64.

2. Коваленко А. И. Современное состояние системы обучения предпринимательству в России (по итогам ежегодной конференции РАОП) // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 2 (68) - 3 (69). С. 73-82.

3. Васильев А. И. Конкурентные компетенции высших и средних руководителей образовательных организаций системы высшего образования // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 2 (74). С. 130-139. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10210.

4. Милехина Т. В. Отношение предпринимателей к языку, своей и чужой речи // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 9. С. 155-161.

5. Моисеева Г. В., Сидорова М. Ю. Принципы формирования профессиональной языковой компетенции в курсе "Русский язык и культура речи" для юристов и экономистов // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2010. № 2. С. 121-128.

6. Нарожная О. Г. Интерактивные технологии при обучении студентов дисциплине "Русский язык и культура речи" // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2017. Т. 6. № 3. С. 23-25.

7. Панченко С. В. Развитие логичности речи экономистов-бакалавров в рамках дисциплины "Русский язык и культура речи" // Материалы XIX Международной научно-практической конференции "Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии": к 25-летию Гуманитарного университета. 2016. С. 495-500.

8. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.

9. Живица О. В., Позина М. Б. Дидактические возможности игровых процедур в процессе обучения предпринимателей // Современная конкуренция. 2019. № 1 (73). С. 29-39.

10. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж: Истоки, 2001. - 252 с.

11. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С. 27-32.

12. Hymes D. On Communicative Competence. - In book: Sociolinguistics / J. B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. - 293 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ушакова Е. Формирование и развитие коммуникативной компетенции предпринимателей. Современная конкуренция. 2021;15(2):123-131. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-123-131. EDN: ZUNMLQ

For citation:


Ushakova E. The formation and development of entrepreneurs’ communication competence. Journal of Modern Competition. 2021;15(2):123-131. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-123-131. EDN: ZUNMLQ

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)