О нормативном закреплении управления конкурентоспособностью российских университетов в компетенциях их руководителей
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-39-44
EDN: HUWBDL
Аннотация
В статье проводится анализ российского образовательного и трудового законодательства, а также квалификационных справочников и профессиональных стандартов с целью определить нормативно-правовое закрепление в компетенциях руководителей российских университетов требований об управлении конкурентоспособностью образовательных организаций. Автор опирается на официальные источники, описывающие и квалифицирующие профессиональную деятельность ректора по управлению вузом, с целью выявления требований, предъявляемых к профессиональным управленческим компетенциям, составляющих ядро профессионального руководства образовательной организацией, которые напрямую обеспечивают конкурентоспособность вуза. Автор цитирует основные законодательные положения, устанавливающие профессиональный статус ректора вуза - руководителя российского университета. В результате анализа правовых норм и норм квалификационных справочников и профессиональных стандартов он приходит к выводу, что стратегически значимые компетенции высших и средних руководителей образовательных организаций по обеспечению конкурентоспособности организации высшего образования в настоящее время не представлены в Российской Федерации ни в квалификационных справочниках, ни в профессиональных стандартах, ни в государственных образовательных стандартах, ни в нормативно-правовых актах трудового и образовательного законодательства. В заключении статьи приводятся предложения и рекомендации автора по нормативному отражению в компетенциях руководителей российских университетов компетентности по управлению конкурентоспособностью образовательной организации.
Список литературы
1. Рубин Ю. Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. C. 26-43.
2. Коваленко А. И. Конкуренция между вузами: институциональная дискриминация // Современная конкуренция. 2010. № 1 (19). С. 79-87.
3. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.
4. Васильев А. И. Конкурентные компетенции высших и средних руководителей образовательных организаций системы высшего образования // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 2 (74). С. 130-139. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10210.
5. Le Deist F. D., Winterton J. What is competence? // Human resource development international. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 27-46. DOI: 10.1080/1367886042000338227.
6. Stoof A., Martens R. L., Van Merrienboer J. J., Bastiaens T. J. The boundary approach of competence: A constructivist aid for understanding and using the concept of competence // Human resource development review. 2002. Vol. 1. No. 3. P. 345-365. DOI: 10.1177/1534484302013005.
7. Brown R. B. Reframing the competency debate: management knowledge and meta-competence in graduate education // Management Learning. 1994. Vol. 25. No. 2. P. 289-299. DOI: 10.1177/1350507694252008.
8. Bikse V., Rivza B., Latvian I. B. Competitiveness and quality of higher education: graduates' evaluation // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2013. Vol. 15. No. 2. P. 52-66. DOI: 10.2478/jtes-2013-0011.
Рецензия
Для цитирования:
Васильев А. О нормативном закреплении управления конкурентоспособностью российских университетов в компетенциях их руководителей. Современная конкуренция. 2021;15(2):39-44. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-39-44. EDN: HUWBDL
For citation:
Vasilev A. On normative fixation of rector's competence in management of the competitiveness of Russian universities. Journal of Modern Competition. 2021;15(2):39-44. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-39-44. EDN: HUWBDL