Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143
EDN: YLPCLA
Аннотация
В статье дается обоснование модели диагностики склонностей и способностей к занятиям бизнесом, которая построена на основе функциональной теории предпринимательства. Содержание деятельности любого предпринимателя основано на предпринимательском ресурсе, с помощью которого владельцы бизнеса получают конкурентные преимущества. Становясь эффективными участниками бизнес-процессов, они должны обеспечивать и поддерживать результативность и конкурентоспособность своего бизнеса; уметь налаживать бизнес-коммуникации для организации производства и реализации товаров; оказывать услуги и выполнять необходимые работы, обусловленные трудовыми функциями. Однако уникальность деятельности предпринимателя заключается в том, что в данной профессии предпринимательский ресурс сочетается с природной предприимчивостью, которая при равных условиях ведения бизнеса позволит человеку не только быть финансово успешным, но и максимально эффективно использовать свой личностный потенциал. Авторы исходят из гипотезы о природной предприимчивости, которая лежит в основе ведения любого бизнеса. Это значит, что уже на ранних стадиях профессиональной идентификации можно обнаружить у школьников склонности к ведению бизнеса и создать условия для их развития на следующих образовательных уровнях. На основе данной гипотезы разработан диагностический опросник, позволяющий определять интегральное значение предприимчивости, включающее личностные, когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые предпосылки занятия предпринимательством. Опросник построен на основе теории черт личности, детерминирующих бизнес-деятельность. На основе экспертных оценок были выделены профессиональные, общепрофессиональные и универсальные качества личности, имеющие профессиональную значимость для занятия предпринимательством. Авторы методом экспертной оценки выделили параметры, которые относятся к профессионально значимым характеристикам и удовлетворяют функциям бизнеса, отражают личностные качества и склонности людей к занятию предпринимательством, дифференцируют школьников по параметру «предприимчивость» на ранних этапах профориентации, а также позволяют осуществлять диагностику наиболее важных личностных характеристик, определяющих предпринимательскую профессионализацию школьников в процессе обучения предпринимательству.
Об авторах
Елена Валентиновна АлексееваДанила Петрович Можжухин
Марина Борисовна Позина
Юрий Борисович Рубин
Список литературы
1. Vesper K., McMullan W. Entrepreneurship: Today Courses, Tomorrow Degrees? // Entrepreneurship Theory and Practice. 1998. Vol. 13. No. 1. P. 7-13. DOI: 10.1177/104225878801300102.
2. Bird B. Towards a Theory of Entrepreneurial Competency. Advances in Entrepreneurship // Firm Emergence and Growth. 1995. Vol. 2. P. 51-72.
3. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for a bachelor's degree program // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018b. P. 187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.
4. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014: In association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. P. 134- 151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.
5. Neck H., Greene P. & Brush C. Teaching Entrepreneurship A Practice-Based Approach. Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. - 339 p. DOI: 10.4337/9781782540564.
6. White R., Hertz G., Moore K. Competency Based Education in Entrepreneurship: a Call to Action for the Discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2016. P. 127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.
7. Morris M., Webb J., Fu J., Singhal S. A Competency-Based Perspective on Entrepreneurship Education: Conceptual and Empirical Insights // Journal of Small Business Management. 2013. Vol. 51. No. 3. P. 352-369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.
8. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7-21.
9. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15-27.
10. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.
11. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.
12. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Competition Studies: Structuring Competencies in University Entrepreneurship Programs // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 1. P. 21-33. DOI: 10.31992/0869- 3617-2019-28-1-21-33.
13. Айзенк Г. Ю. Структура личности: пер. с англ. - СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999. - 464 с.
14. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: пер. с англ. - М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 752 с.
15. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с. (Серия: Мастера психологии).
16. Купер К. Индивидуальные различия / пер. с англ. Т.М. Марютиной под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 527 с.
17. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.
18. Фрумкин А. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб., 2001. - 172 с.
19. Митина О. В. Математические методы в психологии: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 238 с.
20. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
21. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность: пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с.
22. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.
23. Холодная М. А. Особенности организации концептуальных структур: онтологический подход. Когнитивные исследования // Сборник научных трудов. Вып. 5 / под ред. А. А. Кибрика, Т. В. Черниговской, А. В. Дубасовой. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2012. - 295 с.
24. Чуприкова Н. И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.
25. Волкова Е. В. Технологии развития ментальных ресурсов. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2016. - 216 с. (Серия: Методы психологии).
26. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 688 с. (Серия: Мастера психологии).
27. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.
28. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2000 (Глава 2: Научное исследование личности).
29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2008. - 607 с.
30. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
31. Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
32. Позняков В. П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 267-275.
33. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.
34. Айзенк Г., Кеттелл Р., Оллпорт Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. - СПб.: Изд-во "Прайм-Еврознак", 2007. - 128 с.
35. Зинченко Т. П., Фрумкин А. А., Винокуров Л. В. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб., 2001. - 172 с.
36. Позина М. Б., Ханова З. Г. Исследовательские горизонты изучения психологии российского предпринимательства // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 2 (78). С. 26-35. DOI: 10.37791/2687-0657- 2020-14-2-26-35.
37. Поздняков В. П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5. С. 32-43.
38. Мусаэлян И. Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства - новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1995. № 1. С. 3-7.
39. Wottawa H. & Gluminski I. Psychologische Theorien für Unternehmen. Göttingen: Verlag für Angewandte Psychologie. 1. Auflage 1995, XIV/334 Seiten.
40. Wottawa H. BORAKEL - Bochumer Online-Test für Studium und Beruf (PSYNDEX Tests Info) [Online Beratungstool der Ruhr-Universität Bochum]. Bochum: Ruhr-Universität, 2006.
41. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методологических разработок в области управления: роль soft-skills и hard-skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Науковедение". 2017. Т. 9. № 1. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 19.12.2020).
42. Пигин В. Прорывные вещи генерируют люди с особым набором soft skills [Электронный ресурс]. URL: https://finassessment.net/blog/vasilij-pigin-proryvnye-veshchi-generiruyut-lyudi-s-osobym-naborom-soft-skills (дата обращения: 19.12.2020).
43. Позина М. Б. "Быть и Иметь": Психологически факторы развития высокосинергичной личности // Сборник научных трудов Российского университета транспорта (МИИТ) "Практическая психология в России и за рубежом" / под редакцией М. Ю. Быкова, О.И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. - СПб., 2018. С. 21-26.
44. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
45. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y. et al. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. - 39 р.
46. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с. (Серия: Мастера психологии).
47. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
48. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
49. Сульчинская Э. Э. Ценностно-мотивационный конфликт преподавателей высшей школы: статистический подход // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 313-318. DOI: 10.25799/AR.2019.43.1.082.
50. Ханова З. Г. Склонность к предпринимательству как мотивационно-смысловое образование личности. - В кн.: Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: учеб. пособие / под ред. О. И. Каяшевой, М. Б. Позиной. - СПб.: Изд-во "НИЦ АРТ", 2018. - С. 63-68.
51. Гордова Э. Е. Этическая направленность и ценностные установки в предпринимательской деятельности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 31-40.
Рецензия
Для цитирования:
Алексеева Е., Можжухин Д., Позина М., Рубин Ю. Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством. Современная конкуренция. 2021;15(1):123-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143. EDN: YLPCLA
For citation:
Alekseeva E., Mozhzhukhin D., Pozina M., Rubin Yu. Some diagnostic issues of schoolchildren entrepreneurial abilities and their propensities to entrepreneurship. Journal of Modern Competition. 2021;15(1):123-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143. EDN: YLPCLA