Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143

EDN: YLPCLA

Аннотация

В статье дается обоснование модели диагностики склонностей и способностей к занятиям бизнесом, которая построена на основе функциональной теории предпринимательства. Содержание деятельности любого предпринимателя основано на предпринимательском ресурсе, с помощью которого владельцы бизнеса получают конкурентные преимущества. Становясь эффективными участниками бизнес-процессов, они должны обеспечивать и поддерживать результативность и конкурентоспособность своего бизнеса; уметь налаживать бизнес-коммуникации для организации производства и реализации товаров; оказывать услуги и выполнять необходимые работы, обусловленные трудовыми функциями. Однако уникальность деятельности предпринимателя заключается в том, что в данной профессии предпринимательский ресурс сочетается с природной предприимчивостью, которая при равных условиях ведения бизнеса позволит человеку не только быть финансово успешным, но и максимально эффективно использовать свой личностный потенциал. Авторы исходят из гипотезы о природной предприимчивости, которая лежит в основе ведения любого бизнеса. Это значит, что уже на ранних стадиях профессиональной идентификации можно обнаружить у школьников склонности к ведению бизнеса и создать условия для их развития на следующих образовательных уровнях. На основе данной гипотезы разработан диагностический опросник, позволяющий определять интегральное значение предприимчивости, включающее личностные, когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые предпосылки занятия предпринимательством. Опросник построен на основе теории черт личности, детерминирующих бизнес-деятельность. На основе экспертных оценок были выделены профессиональные, общепрофессиональные и универсальные качества личности, имеющие профессиональную значимость для занятия предпринимательством. Авторы методом экспертной оценки выделили параметры, которые относятся к профессионально значимым характеристикам и удовлетворяют функциям бизнеса, отражают личностные качества и склонности людей к занятию предпринимательством, дифференцируют школьников по параметру «предприимчивость» на ранних этапах профориентации, а также позволяют осуществлять диагностику наиболее важных личностных характеристик, определяющих предпринимательскую профессионализацию школьников в процессе обучения предпринимательству.

Об авторах

Елена Валентиновна Алексеева
Университет «Синергия»


Данила Петрович Можжухин
Университет «Синергия»


Марина Борисовна Позина
Университет «Синергия»


Юрий Борисович Рубин
Университет «Синергия»


Список литературы

1. Vesper K., McMullan W. Entrepreneurship: Today Courses, Tomorrow Degrees? // Entrepreneurship Theory and Practice. 1998. Vol. 13. No. 1. P. 7-13. DOI: 10.1177/104225878801300102.

2. Bird B. Towards a Theory of Entrepreneurial Competency. Advances in Entrepreneurship // Firm Emergence and Growth. 1995. Vol. 2. P. 51-72.

3. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for a bachelor's degree program // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018b. P. 187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.

4. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014: In association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. P. 134- 151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

5. Neck H., Greene P. & Brush C. Teaching Entrepreneurship A Practice-Based Approach. Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. - 339 p. DOI: 10.4337/9781782540564.

6. White R., Hertz G., Moore K. Competency Based Education in Entrepreneurship: a Call to Action for the Discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2016. P. 127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.

7. Morris M., Webb J., Fu J., Singhal S. A Competency-Based Perspective on Entrepreneurship Education: Conceptual and Empirical Insights // Journal of Small Business Management. 2013. Vol. 51. No. 3. P. 352-369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.

8. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7-21.

9. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15-27.

10. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.

11. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

12. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Competition Studies: Structuring Competencies in University Entrepreneurship Programs // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 1. P. 21-33. DOI: 10.31992/0869- 3617-2019-28-1-21-33.

13. Айзенк Г. Ю. Структура личности: пер. с англ. - СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999. - 464 с.

14. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: пер. с англ. - М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 752 с.

15. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с. (Серия: Мастера психологии).

16. Купер К. Индивидуальные различия / пер. с англ. Т.М. Марютиной под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 527 с.

17. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

18. Фрумкин А. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб., 2001. - 172 с.

19. Митина О. В. Математические методы в психологии: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 238 с.

20. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.

21. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность: пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с.

22. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.

23. Холодная М. А. Особенности организации концептуальных структур: онтологический подход. Когнитивные исследования // Сборник научных трудов. Вып. 5 / под ред. А. А. Кибрика, Т. В. Черниговской, А. В. Дубасовой. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2012. - 295 с.

24. Чуприкова Н. И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

25. Волкова Е. В. Технологии развития ментальных ресурсов. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2016. - 216 с. (Серия: Методы психологии).

26. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 688 с. (Серия: Мастера психологии).

27. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.

28. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2000 (Глава 2: Научное исследование личности).

29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2008. - 607 с.

30. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

31. Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.

32. Позняков В. П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 267-275.

33. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.

34. Айзенк Г., Кеттелл Р., Оллпорт Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. - СПб.: Изд-во "Прайм-Еврознак", 2007. - 128 с.

35. Зинченко Т. П., Фрумкин А. А., Винокуров Л. В. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб., 2001. - 172 с.

36. Позина М. Б., Ханова З. Г. Исследовательские горизонты изучения психологии российского предпринимательства // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 2 (78). С. 26-35. DOI: 10.37791/2687-0657- 2020-14-2-26-35.

37. Поздняков В. П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5. С. 32-43.

38. Мусаэлян И. Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства - новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1995. № 1. С. 3-7.

39. Wottawa H. & Gluminski I. Psychologische Theorien für Unternehmen. Göttingen: Verlag für Angewandte Psychologie. 1. Auflage 1995, XIV/334 Seiten.

40. Wottawa H. BORAKEL - Bochumer Online-Test für Studium und Beruf (PSYNDEX Tests Info) [Online Beratungstool der Ruhr-Universität Bochum]. Bochum: Ruhr-Universität, 2006.

41. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методологических разработок в области управления: роль soft-skills и hard-skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Науковедение". 2017. Т. 9. № 1. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

42. Пигин В. Прорывные вещи генерируют люди с особым набором soft skills [Электронный ресурс]. URL: https://finassessment.net/blog/vasilij-pigin-proryvnye-veshchi-generiruyut-lyudi-s-osobym-naborom-soft-skills (дата обращения: 19.12.2020).

43. Позина М. Б. "Быть и Иметь": Психологически факторы развития высокосинергичной личности // Сборник научных трудов Российского университета транспорта (МИИТ) "Практическая психология в России и за рубежом" / под редакцией М. Ю. Быкова, О.И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. - СПб., 2018. С. 21-26.

44. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

45. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y. et al. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. - 39 р.

46. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с. (Серия: Мастера психологии).

47. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

48. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.

49. Сульчинская Э. Э. Ценностно-мотивационный конфликт преподавателей высшей школы: статистический подход // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 313-318. DOI: 10.25799/AR.2019.43.1.082.

50. Ханова З. Г. Склонность к предпринимательству как мотивационно-смысловое образование личности. - В кн.: Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: учеб. пособие / под ред. О. И. Каяшевой, М. Б. Позиной. - СПб.: Изд-во "НИЦ АРТ", 2018. - С. 63-68.

51. Гордова Э. Е. Этическая направленность и ценностные установки в предпринимательской деятельности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 31-40.


Рецензия

Для цитирования:


Алексеева Е., Можжухин Д., Позина М., Рубин Ю. Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством. Современная конкуренция. 2021;15(1):123-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143. EDN: YLPCLA

For citation:


Alekseeva E., Mozhzhukhin D., Pozina M., Rubin Yu. Some diagnostic issues of schoolchildren entrepreneurial abilities and their propensities to entrepreneurship. Journal of Modern Competition. 2021;15(1):123-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143. EDN: YLPCLA

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)