Определение эффективной стратегии повышения конкурентоспособности наукоемкого предприятия
https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10209
EDN: XOCIKK
Аннотация
В научной литературе представлены результаты множества исследований в области стратегического менеджмента. Большинство работ построены по сходному плану: в них освещается какой-либо из аспектов распространенного представления о понятии конкурентоспособности, способах ее повышения и поддержания на высоком уровне. Анализ прежде всего монографий показывает, что данная область исследований является весьма актуальной, поскольку до сих пор нет единого и общепринятого алгоритма определения конкурентоспособности, а ведь именно за счет того, насколько будет конкурентоспособно предприятие, зависят выполнение его миссии и успех выпускаемой на нем продукции. В данной работе представляется целесообразным проанализировать результаты актуальных исследований идеи конкурентоспособности предприятия как интегрального понятия, провести анализ некоторых классификаций стратегий, предлагаемых различными исследователями, а также факторов конкурентоспособности, непосредственно влияющих на большинство наукоемких предприятий в Российской Федерации на примере специфики развития предприятий отечественной атомной промышленности в рамках государственной корпорации (ГК) «Росатом». Целью обзора является выделение возможных путей развития и повышения конкурентоспособности в условиях глобализации наукоемких предприятий отечественной атомной промышленности для успешного развития как внутри страны, так и на международном уровне, а также обосновать, что должно стать основой такого развития.
Ключевые слова
Список литературы
1. Андраковский М. В., Елохова И. В. Стратегия бизнес-кооперации как метод снижения уровня конкуренции // Современная конкуренция. 2011. Т. 5. № 4. С. 90-96.
2. Бондарева Н.А. Конкурентоспособность корпораций в условиях импортозамещения // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 4-5. С. 65-74.
3. Зулькарнаев И. У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 17-27.
4. Клейнер Г. Б. Системный подход к стратегии предприятия // Современная конкуренция. 2009. № 1. С. 100-118.
5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: пер. с англ. СПб: Питер, 2006. 816 с.
6. Кукаев И. С. Влияние институциональных кооперативных взаимодействий на конкурентную стратегию развития промышленных предприятий // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 2. С. 90-110.
7. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Высшее образование, 2007. 437 с.
8. Ляхова Е. В., Хлебникова Н. С., Чернов О. В. Развитие предпринимательской среды: мировые тренды и изменения в госкорпорации «Росатом» / Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики: м-лы науч.-техн. конф. Москва, 2016. С. 661-666.
9. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Омега-Л, 2007. 325 с.
10. Матвиенко Д. Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний // Современная конкуренция. 2010. № 6. С. 18-26.
11. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. СПб, 2006. 240 с.
12. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 205-211.
13. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. М.: Международные отношения, 2004. 896 с.
14. Рубин Ю. Б. Разработка конкурентных стратегий // Современная конкуренция. 2014. Т. 8. № 6. С. 102123.
15. Рубин Ю. Б. Стратегии конкурентных действий // Современная конкуренция. 2014. Т. 8. № 4. С. 101-143.
16. Стародубцева Е. А. К вопросу о трактовке понятия «Конкурентоспособность предприятия» // Известия Байкальского государственного университета. 2011. № 4. С. 132-135.
17. Сыроватская О.Ю., Фалина И.В. Современное состояние и тенденции развития ресурсного потенциала промышленных предприятий наукоемких отраслей // Экономика и управление народным хозяйством. Дискурс № 4, 2016. С. 30-35.
18. Трифонов Ю. В., Ширяева Ю. С., Перцева Л. Н. Выбор конкурентной стратегии развития и функционирования предприятия // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 4. С. 457-466.
19. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ, 2007. 271 с.
20. Юданов А. Ю., Козиков А.А. Имитация как конкурентная стратегия // Современная конкуренция. 2011. Т. 5. № 5. С. 3-19
Рецензия
Для цитирования:
Астахов В., Хабаров В. Определение эффективной стратегии повышения конкурентоспособности наукоемкого предприятия. Современная конкуренция. 2019;13(2):120-129. https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10209. EDN: XOCIKK
For citation:
Astakhov V., Khabarov V. Determination of effective strategy of improving competitiveness of the knowledge-intensive enterprise. Journal of Modern Competition. 2019;13(2):120-129. https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10209. EDN: XOCIKK