Дидактические возможности игровых процедур в процессе обучения предпринимателей
EDN: NRSEMA
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития предпринимательских способностей посредством игровых технологий. Профессиональная подготовка предпринимателей - одна из приоритетных задач в нашей стране. Основной тезис: игровые процедуры в обучении позволяют оценивать, осознавать и развивать ключевые предпринимательские способности. Любые умозрительные понятия, описывающие профессиональные способности предпринимателей, можно операционализировать таким образом, чтобы данная способность стала обнаружимой, диагностируемой, оцениваемой. Понимание механизма проявления той или иной предпринимательской способности позволяет подобрать соответствующую игровую процедуру, посредством которой можно, с одной стороны, оценить личность, с другой - построить прогностическую картину развития личностного потенциала. Для применения игр в качестве дидактических важно: 1) выделить индикаторы способностей, навыков и умений, развиваемых данной игрой; 2) описать каждый индикатор через дифференцированность уровней развития данной способности; 3) составить карту наблюдения за поведением игрока на основе выделенных и дифференцированных индикаторов. В качестве примера приводится ряд игровых процедур, таких как: «Игровой метод освоения понятий», «Быки и коровы», «Крестики-нолики» (на поле 6х6), «Бизнес-риск-мен». Внимание акцентируется на этапе рефлексии - ключевом игровом этапе для взрослых. Игровой метод в обучении позволяет учитывать: 1) индивидуальный опыт прошлого; 2) стратегии поведения, актуальные для настоящего; 3) прогнозировать динамику развития способностей личности на базе имеющегося потенциала. В дальнейшем планируется выделить и описать количественные показатели предпринимательских способностей, проявляемых в игре.
Список литературы
1. Боно Э. Шесть шляп мышления. Минск: Попурри, 2006.
2. Бут Свини Л., Медоуз Д. Сборник для развития системного мышления. Пер. с англ. М.: Просвещение, 2007.
3. Бьюзен Т. Могущество вербального интеллекта/пер. с англ. Ю. Е. Андреева. Минск: ООО «Попурри», 2004.
4. Ванганди А. Задачи на тренировку бизнес-интеллекта. Пер. с англ. Минск: Попурри, 2013.
5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 2008.
6. Волкова Е. В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Институт психологии РАН, 2016.
7. Гик Е. Быки и коровы//Наука и жизнь. 1978. № 2. С. 150, 151.
8. Живица О. В. Будущее за игропрактиками/Практическая психология личности: учебное пособие/под ред. О. И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. СПб.: НИЦ АРТ, 2017а. С. 30-36.
9. Живица О. В. Выигрывает каждый или о развитии личности в игре//Практическая психология личности: учебное пособие/под ред. О. И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. СПб.: НИЦ АРТ, 2017б. С. 57-62.
10. Киселева М. Н. Оценка персонала. СПб.: Питер, 2015.
11. Козлов В. В., Козлова А. А. Управление конфликтом. М.: Эксмо, 2004. С. 211-214.
12. Лукичёва Л. И. Управление организацией: учебное пособие/под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2006.
13. Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.
14. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. С. 381386 . URL: http://pksuvu.ru/sites/default/files/course_materials/Pryazhnikov.pdf.
15. Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом. М.: Университет «Синергия», 2016.
16. Смирнов Л. К., Воробьев А. В. Развитие культуры предпринимательства как педагогическая проблема//Сибирский педагогический журнал. 2007. № 10.
17. Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: ФОРУМ, 2009.
18. Pozina M. B. Contemporary strategies of managing the process of learning//Astra Salvensis. 2018. Т. 6. P. 691-700.
19. Бизнес-покер: правила . URL: http://igrof.com/poker.
20. Находка для шпиона: правила . URL: https://www.mosigra.ru/Face/Show/nahodka_shpiona/rules.
Рецензия
Для цитирования:
Живица О., Позина М. Дидактические возможности игровых процедур в процессе обучения предпринимателей. Современная конкуренция. 2019;13(1):29-39. EDN: NRSEMA
For citation:
Zhivitsa O., Pozina M. Didactic possibilities of game procedures in the process of training entrepreneurs. Journal of Modern Competition. 2019;13(1):29-39. EDN: NRSEMA