Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Предпринимательское образование в магистратуре: текущее состояние и новые вызовы

EDN: XQOLED

Аннотация

Настоящая статья продолжает цикл публикаций, посвященных изучению программ предпринимательского образования в университетах России и их влияния на формирование сектора малого и среднего бизнеса в нашей стране. Авторами проведено исследование программ предпринимательского образования на уровне магистратуры. В целом анализ свидетельствует о неразвитости предпринимательского образования на магистерском уровне в российских университетах. Также данные подтверждают наличие существенного разрыва между попытками предпринимательских активностей самих университетов и содержанием реализуемых ими программ магистерской подготовки. Также среди итогов проведенного исследования можно отметить, что программы магистратуры в предпринимательском образовании являются потенциально наиболее перспективными и востребованными для решения задач регионального развития. Анализ программ развития опорных вузов - новой группы российских университетов, формируемой для поддержки развития территорий, показывает, что большинство университетов видят свои задачи в этой сфере, однако уровень накопленных практик пока не позволяет говорить об устойчивости процесса создания новых программ магистратуры по предпринимательству. Существенным методическим и содержательным ограничением формирования магистерских программ по предпринимательству является нерешенность вопросов соотношения жестких и мягких компетенций (hard и soft skills), опережающих компетенций (future skills) в системе подготовки магистров. Профессиональное сообщество до сих пор не выработало подходов к разработке учебных планов и программ, технологий обучения, соответствующих современным запросам предпринимательского образования. Дискуссионные площадки по этим темам единичны, в основном концентрируются в нескольких вузах и Российской ассоциации обучения предпринимательству. Сложным вопросом остается вопрос учета образовательных результатов, полученных в других вузах и типах программ предпринимательского образования, в частности мастер бизнес-администрирования (МВА). Совпадая по значительной части содержания, требований и результатов обучения, они находятся в разных «весовых» категориях и затруднены к интеграции вопреки здравому смыслу. Представляется, что сложившиеся подходы к финансированию магистратуры практически не дают шансов создать образовательные продукты нужного качества. Если не произойдет кардинальной смены нормативов финансирования, то линейка магистерских программ по большей части останется слегка улучшенным бакалавриатом, в том числе и в магистратуре предпринимательского образования.

Об авторах

А.А. Яшин
УрФУ


А.К. Клюев
УрФУ


А.П. Багирова
УрФУ


Список литературы

1. Малышев О. М., Соломонов А. П. Развитие предпринимательства в современной России: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6 (022). С. 135-140.

2. Горелова Е., Полоротов А., Карабут Т. Малого бизнеса в России стало больше // Ведомости. 02 июня 2017 г.

3. Williams D., Kluev А. The entrepreneurial university: evidence of the changing role of universities in modern Russia. Industry & higher education. 2014. Vol. 28. No. 4. Р. 1-10.

4. Кузьминов Я. И., Песков Д. Н. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202-233.

5. Рубин Ю. Б. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография / под общей редакцией Ю. Б. Рубина. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 416 с.

6. Коротков А. В., Фонотов А. Г. Сравнительный анализ предпринимательского образования в технических университетах России и США // Инновации. 2015. № 10 (204). С. 59-63.

7. Jamieson I. Schools and enterprise. In. Watts, A. G. and Moran, P. (eds), Education for Enterprise. 1984. Ballinger, Cambridge: CRAC. Р. 19-27.

8. Curran J., Stanworth J. Education and training for enterprise: Problems of classification, evaluation, policy, and research // International Small Business Journal. 1989. No. 7 (2). Р. 11-22.

9. Laukkanen M. Exploring alternative approaches in high-level entrepreneurship education: Creating micro mechanism for endogenous regional growth // Journal of Entrepreneurship and Regional Development. 2000. Vol. 12. No. 1. P. 25-47.

10. Future Work Skills 2020. Published by Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute. 2011.

11. Dongling Zh. Investigating the Perception of University Entrepreneurship Education // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, Issue. 2.

12. Raposo M., do Pago A. (2011) Entrepreneurship education: Relationship between education and entrepreneurial activity. Psicothema. 2011. Vol. 23. No. 3. P. 453-457.


Рецензия

Для цитирования:


Яшин А., Клюев А., Багирова А. Предпринимательское образование в магистратуре: текущее состояние и новые вызовы. Современная конкуренция. 2018;12(2-3):41-51. EDN: XQOLED

For citation:


Iashin A., Kluev A., Bagirova A. Entrepreneurial education on graduate level: current state and new challenges. Journal of Modern Competition. 2018;12(2-3):41-51. EDN: XQOLED

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)