Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Ценовой параллелизм на рынках мобильной связи: три интерпретации

EDN: YNJNYD

Аннотация

Ценовой параллелизм сам по себе не является нарушением антимонопольного законодательства. Однако на рынках мобильной связи он дополняется особенностями характеристик товара и отраслевого регулирования таким образом, что в результате часто привлекает внимание антимонопольных органов как признак ограничивающих конкуренцию согласованных действий (или соглашений). В статье показано, что существующие в законе нормы, описывающие критерии отнесения действий к согласованным, базируются на экономических моделях, которые зачастую не учитывают некоторых реальных характеристик рынка, продавцов и покупателей. В результате те же наблюдаемые действия могут иметь альтернативные интерпретации, не подразумевающие какой бы то ни было согласованности между участниками рынка. Статья предлагает три таких альтернативных интерпретации: через расхождение между ожидаемым и фактическим объемом потребления услуг, с позиций «новой теории потребительского спроса» и с позиций поведенческой экономики. Для принятия решения о наличии нарушения данные гипотезы о причинах параллельного поведения должны быть опровергнуты с достаточной степенью точности, в противном случае существует высокий риск ошибок правоприменения.

Об авторах

А.А. Шаститко
Центр исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС


А.Е. Шаститко
Центр исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС; МГУ


Н.С. Павлова
Центр исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС; МГУ


Список литературы

1. Авдашева С. Б., Голованова С. В., Шаститко А. Е. Конкурентная политика в период кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 54-69.

2. Авдашева С. Б., Калмычкова Е. Н., Шаститко А. Е. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта (Лекционные и методические материалы) // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2007. № 11 (2). С. 234-270.

3. Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Уголовное преследование за нарушение антимонопольного законодательства: возможности и риски // Экономическая политика. 2009. № 5. С. 93-98.

4. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело. 1993.

5. Шаститко А. Е. Экономико-правовые аспекты коллективного доминирования // Экономическая политика. 2011. № 3. С. 167-191.

6. Cooper P. The Begrudging Index and the subjective Value of Money / in Pricing Strategy, Taylor, B., Wills, 0., eds. London: Staples Press, Ltd, 1969. Р. 122-131.

7. Dodds W. B., Monroe K. B., Orewal D. Effects of Price, Brand, and Store Information on Buyers' Product Evaluations // Journal of Marketing Research. 1991. Vol. 28. No. 3. Р. 307-319.

8. Orewal D., Monroe K. B., Krishnan R. The Effects of Price-Comparison Advertising on Buyers' Perceptions of Acquisition Value, Transaction Value, and Behavioral Intentions // Journal of Marketing. 1998. Vol. 62. No. 2. Р. 46-59.

9. Hendler R. Lancaster's New Approach to Consumer Demand and Its Limitations // The American Economic Review. 1975. Vol. 65. No. 1. Pp. 194-199.

10. Kovacic W. E., Marshall R. C., Marx L. M., White Jr., Halbert L. Plus Factors and Agreement in Antitrust Law // Michigan Law Review. 2011. Vol. 110. No. 3. Р. 393-436.

11. Lancaster K. A New Approach to Consumer Theory // Journal of Political Economy. 1966a. Vol. 74. No. 2. P. 132-57.

12. Lancaster K. Change and Innovation in the Technology of Consumption // American Economic Review. 1966b. Vol. 56. Р. 14-23.

13. Lancaster K. Consumer Demand: A New Approach. New York, 1971.

14. Mellers B. A., Biagini K. Similarity and Choice // Psychological Review. 1994. Vol. 101. No. 3. Р. 505-518.

15. Page W. H. Twombly and communication: the emerging definition of concerted action under the new pleading standards // Journal of Competition Law & Economics. 2009. Vol. 5. No. 3. Р. 439-468.

16. Rao A. R., Monroe K. B. The Effect of Price, Brand Name, and Store Name on Buyers' Subjective Product Assessment: Integrative Review // Journal of Marketing Research. 1989. Vol. 26. No. 3. Р. 351-357.

17. Rao A. R., Monroe K. B. The Moderating-Effect of Prior Knowledge on Cue Utilization in Product Evaluations // Journal of Consumer Research. 1988. Vol. 15. No. 2. Р. 253-264.

18. Rieskamp L., Busemeyer J. R., Mellers B. A. Extending the Bounds of Rationality: Evidence and Theories of Preferential Choice // Journal of Economic Literature. 2006. Vol. 44. No. 3. Р. 631-661.

19. Rieskamp J., Hoffrage U. When Do People Use Simple Heuristics, and How Can We Tell? / In Simple Heuristics That Make Us Smart, ed. 0igerenzer, 0., Todd, P. M., and the ABC Research 0roup. New York: Oxford University Press. 1999. P. 141 - P7.

20. Scitovszky T. Some Consequences of the Habit of Judging Quality by Price // Review of Economic Studies. 1945. Vol. 12. P. 100-105.

21. Simonson I. Choice Based on Reasons: The Case of Attraction and Compromise Effects // Journal of Consumer Research. 1989. Vol. 16. No. 2. P. 158-174.

22. Tversky A., Simonson I. Context Dependent Preferences // Management Science. 1993. Vol. 39. No. 10. P. 1179-1189.

23. Werden O. J. Economic evidence on the existence of collusion: reconciling antitrust law // Antitrust Law Journal. 2004. Vol. 71. No. 3. P. 719-800.


Рецензия

Для цитирования:


Шаститко А., Шаститко А., Павлова Н. Ценовой параллелизм на рынках мобильной связи: три интерпретации. Современная конкуренция. 2017;11(6):27-39. EDN: YNJNYD

For citation:


Shastitko A., Shastitko A., Pavlova N. Price Parallelism on Mobile Communication Markets: Three Interpretations. Journal of Modern Competition. 2017;11(6):27-39. EDN: YNJNYD

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)