Инфраструктурные и институциональные инструменты политики повышения национальной конкурентоспособности
EDN: ZVMRKJ
Аннотация
В статье на основе анализа эволюции промышленной политики европейских стран и России доказана целесообразность перехода от структурного ее характера к содействию росту конкурентоспособности национальных компаний посредством институциональных и инфраструктурных механизмов. Установлена возможность реализации Россией модели догоняюще-прорывного экономического роста на основе группировки стран мира по роли интенсификации (роста эффективности использования ресурсов) в генерации роста валового внутреннего продукта (ВВП). Определено, что для реализации вышеописанной модели роста необходимо создать благоприятные институционально-инфраструктурные условия инвестиционной деятельности. На основе оценки влияния инфраструктурных и институциональных факторов на глобальную конкурентоспособность показано, что совокупное воздействие инфраструктуры и институтов в два раза превышает влияние остальных факторов. В рамках системной парадигмы производственная инфраструктура представлена как многоаспектная экономическая система, и сформулированы основные институционально-инфраструктурные инструменты повышения национальной конкурентоспособности.
Об авторе
Т.Ф. ПалейСписок литературы
1. Карсон Р. Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе: пер. с англ. М.: СП «Квадрат», 1993. - 320 с.
2. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2, 3.
3. Клейнер Г. Б. Системная организация экономики и проблемы развития предприятий. Пленарные доклады Тринадцатого всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, 2012.
4. Полтерович В. М. Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации, 2009. URL: http://www.econorus.org/sub.phtml? id=21.
5. Потапова Е. Н., Толкачев С. А. Промышленная политика и государственное регулирование экономики (Современные аспекты российской практики). М., 2006. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/promyshlennaya_ politika_i_gosudarstvennoe_regulirovanie_ekonomiki/.
6. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: ИНФРА-М, 2008. - 384 с.
7. Baldwin J. R., Dixon J. Infrastructure Capital: What is it? Where is it? How much of it is there? // Canadian Productivity Review. 2008. № 16.
8. Duenas M. C., Chan E. S. Pulling the plug on nonrevenue water / Knowledge Management Office, Asian Development Bank, 2006. URL: www.adb.org/water/champions/chan.asp.
9. Fortun A., Furuseth E. Road tolling in Norway - a brief introduction / Norwegian Public Roads Administration, January, 2007. URL: http://lgi.umn.edu/centers/slp/transportation/congestion_pricing/pdf/Norway_Cordon_Charging_ Jan07.pdf.
10. Gahlen B. Strukturpolitik und Soziale Marktwirtschaft // Issing, O. (Hrsg.) Zukunfsprobleme der sozialen Marktwirtschaft, Berlin, 1981. Р. 853-871.
11. Guttmann V. Industriepolitik I (Theorie) // Bekerath, E. v. et al. (Hrsg.) Handworterbuch der Sozialwissenschaften, Bd. 5, Stuttgart u. a. O., 1956. Р. 272-276.
12. Mensch G. Das technologische Patt: Innovationen iiber-winden die Depression. Frankfurt a. M., 1975. Englische Ausgabe (in USA): Stalemate in Technology: Innovations Overcome the Depression. Cambridge, Massachusetts, 1979.
13. Nexant Sari. Energy, Economic impact of poor power quality on industry: Nepal // United States Agency for International Development (USAID), October, 2003.
14. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990. - 861 p.
Рецензия
Для цитирования:
Палей Т. Инфраструктурные и институциональные инструменты политики повышения национальной конкурентоспособности. Современная конкуренция. 2017;11(5):103-113. EDN: ZVMRKJ
For citation:
Palei T. Infrastructural and institutional instruments of increasing in national competitiveness policy. Journal of Modern Competition. 2017;11(5):103-113. EDN: ZVMRKJ