Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования
EDN: YMFVTX
Аннотация
Предпринимательство является основным вектором эволюции мировой экономики на протяжении ее многовековой истории. В современном мире предпринимательство стало способом интернационализации общественной жизни, межнационального и межкультурного сотрудничества людей. Не подвергается сомнению и ключевое значение предпринимательства как системообразующего элемента современной российской экономики. Однако предпринимательство все еще не признано в России направлением общественно-полезной деятельности людей и уважаемой профессией. Очевиден ряд факторов, которые сдерживают формирование позитивных образов предпринимателей и предпринимательства в сознании россиян и не позволяют поставить предпринимательство вровень с другими профессиями. Наибольшую проблему в части укоренения конструктивных представлений о современном предпринимательстве представляет отсутствие определения специфических предметов и объектов профессиональной деятельности предпринимателей, состава предпринимательских ресурсов и бизнес-процессов, миссии предпринимательства в российской экономике, профессиональных интересов предпринимателей и перечня профессиональных функций, являющихся исключительной компетенцией предпринимателей.
Ключевые слова
Об авторах
Ю.Б. РубинЕ.В. Алексеева
М.В. Леднев
Д.П. Можжухин
Список литературы
1. Алавердов А. Р., Громова Н. В. Научно-педагогические работники и административно-управленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 5-16.
2. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26-31.
3. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. С. 65-67.
4. Корчагин Е. А., Сафин Р. С. Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 47-54.
5. Митяева А. М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // Педагогика. 2008. № 8.
6. Паникарова С. В., Иванова А. В., Матвиенко Д. Ю., Шишкин Д. Г., Полбицын С. Н. Лучшие практики обучения предпринимательству: возможности использования в России. Сборник тезисов Международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». 18 ноября 2014 г. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. С. 26-37.
7. Пилипенко С. А., Жидков А. А., Караваева Е. В., Серова А. В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5-15.
8. Рубин Ю. Б., Емельянов А. А. Стандартизация образовательной деятельности как фактор конкурентоспособности российского высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 11.
9. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3.
10. Рубин Ю. Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 5.
11. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11.
12. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1.
13. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2.
14. Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016.
15. Рубин Ю. Б. Становление аудита качества российского образования // Педагогика. 2016. № 3.
16. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС: высшее образование // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.
17. Соболева Э. Ю. Проекты в сфере образовательного аудита: требования к экспертам // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 57-61.
18. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. С. 122-196.
19. Lans T., Bergevoet R., Mulder M., Van Woerkum C. Identification and measurement of competencies of entrepreneurs in agribusiness // Batterink, M., R. Cijsouw, M. Eh-renhard, H. Moonen and P. Terlouw (eds.). Selected Papers from the 8th Ph. D. Conference on Business Economics, Management and Organization Science, PREBEM/ NOBEM. Enschede, 2005.
20. Morris M. H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy / Ed. Morris M. H. Edward Elgar Publishing, 2014.
21. Morris M. H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. Ed. M. Morris and E. Liguori // Edward Elgar Publishing, 2016.
22. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: The Free Press, 1980.
23. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: The Free Press, 1985.
24. Porter M. E. (ed.) Competition in Global Industries. Boston: Harvard Business School Press, 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Рубин Ю., Алексеева Е., Леднев М., Можжухин Д. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования. Современная конкуренция. 2017;11(1):30-56. EDN: YMFVTX
For citation:
Rubin Yu., Alekseeva E., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education: the way of rooting in University segment of Russian education. Journal of Modern Competition. 2017;11(1):30-56. EDN: YMFVTX