Ассортиментный ряд и ценовая дискриминация: теоретические подходы и прикладные аспекты
EDN: YIZUBV
Аннотация
Работа посвящена обзору моделей нелинейного ценообразования, а также анализу способов их воплощения в жизнь на реальных рынках. На простых примерах описываются базовые формы нелинейного ценообразования и ценовой дискриминации, изложены основные теоретические результаты, касающиеся моделирования нелинейного ценообразования и формирования ассортиментного ряда, в особенности применительно к тем потребителям, которые готовы платить за более высокий уровень качества. Показано, что автомобили из стран, обладающих репутацией «автомобильных держав» (Великобритания, Германия, Швеция), продаются с максимальной надбавкой по сравнению с базовым случаем. Кроме того, рассмотрены приемы, используемые на российском рынке, которые подтверждают, что при всех информационных ограничениях автодилеры находят способы продавать автомобили максимально близко к резервной цене потребителя, в той или иной форме используя все типы ценовой дискриминации.
Об авторах
Е.А. ЛевинаЕ.В. Покатович
Список литературы
1. Ассоциация европейского бизнеса. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей // АЕБ. URL: http://www.aebrus.ru/en/media/press-releases/sales-of-cars-and-light-commercial-vehicles.php (дата обращения 10.12.2016).
2. Бусыгин В. П., Желободько Е. В., Цыплаков А. А. Микроэкономика - третий уровень. В 2 т. Новосибирск, 2008.
3. Веблен Т. Б. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
4. В России продали два гибридных LaFerrari. 29.07.2014 // Авто дни.ру. URL: http://autodni.ru/news/276429/ (доступно: 18.12.2016).
5. Клюев Л. Секреты дилеров // За рулем. 12.07.2013. URL: http://www.zr.ru/content/articles/556577-sekrety_dilerov/ (доступно: 18.12.2016).
6. Криштиану Роналду не смог купить самый дорогой Ferrari без блата. 23.09.2013 // Автовести. URL: http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/532394/ (доступно: 18.12.2016).
7. Ласьков Д. Сколько стоит имя? Nissan Terrano против Renault Duster. 11.06.2014. URL: https: //auto.mail.ru/ article/46836-skolko_stoit_imya_nissan_terrano_protiv_renault_duster/ (доступно: 15.12.2016).
8. Левина Е. А., Покатович Е. В. Конкуренция по Курно и по Бертрану: выбор стратегической переменной на примере автомобильного рынка России // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 6 (54). С. 52-62.
9. Полухин А. Как дилеры хитрят с ценами на новые автомобили // Российская газета. 22.05.2016. URL: https:// rg.ru/2016/05/22/kak-dilery-hitriat-s-cenami-na-novye-avtomobili.html (доступно: 18.12.2016).
10. Bagwell L. S., Bernheim D. B. Veblen effects in a theory of conspicuous consumption // American Economic Review. 1996. Vol. 86. Issue 3. P. 349-373.
11. Becker G., Murphy K., Glaeser E. Social markets and the escalation of quality: the world of Veblen Revisited. In Becker G., Murpy K. (eds) Social Economics. Cambridge: Belknap - Harvard, 2000.
12. Brylawski M. Uncommon knowledge: automotive platform sharing’s potential impact on advanced technologies. Conference preprint for the 1st International Society for the Advancement of Material and Process Engineering (SAMPE) Automotive Conference, 27-29 September 1999, Detroit, Michigan. P. 2.
13. Diaz M., Rayo L. Signaling with imperfect competition // Booth Graduate School of Business working paper, University of Chicago. 2008. [Electronic resource]. URL: http:// rady.ucsd.edu/faculty/seminars/2008/papers/rayo.pdf (accessed: 15.12.2016).
14. LaFerrari стал самым дорогим автомобилем XXI века // Forbes Life. 05.12.2016. URL: http://www.forbes.ru/forbeslife/334417-laferrari-stal-samym-dorogim-avtomo-bilem-xxi-veka (доступно: 18.12.2016).
15. Gawer Annabelle, ed. Platforms, markets, and innovation. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar Publishing, Inc, 2009. P. 78.
16. Ginsburgh V., Weber S. Product lines and price discrimination in the European car market // The Manchester School.2002. Vol. 70. Issue 1. P. 101-114.
17. Hotelling H. Stability in competition // Economic Journal. 1929. Vol. 39. No. 153. P. 41-57.
18. Maskin E., Riley J. Monopoly with incomplete information // Rand Journal of Economics. 1984. Vol. 15. Issue 2. P. 171-196.
19. Mussa M., Rosen S. Monopoly and product quality // Journal of Economic Theory. 1978. Vol. 18. P. 301-Phlips L. The Economics of price discrimination. Cambridge University Press, Cambridge, 1983.
20. Rayo L. Monopolistic signal provision // B. E. Journal in Theoretical Economics. 2013. Vol. 13. Issue 1. P. 27-58.
21. Rochet J.-Ch., Stole L. Nonlinear pricing with random participation // Review of Economic Studies. 2002. Vol. 69. P. 277-311.
22. Scherer F. M. Industry structure, strategy, and public policy. Addison-Wesley, Harlow, 1996.
23. The Richest. Rumor: Cristiano Ronaldo buys $ 1.3 Million LaFerrari. 26.09.2013. URL: http://www.therichest.com/luxury/auto/rumor-cristiano-ronaldo-buys-1-3-million-la-ferrari (accessed: 18.12.2016).
24. Verboven F. Product line rivalry and market segmentation - with an application to the pricing of optional engine power on automobiles // Journal of Industrial Economics. 1999. Vol. 47. No. 4. P. 399-425.
Рецензия
Для цитирования:
Левина Е., Покатович Е. Ассортиментный ряд и ценовая дискриминация: теоретические подходы и прикладные аспекты. Современная конкуренция. 2016;10(6):20-35. EDN: YIZUBV
For citation:
Levina E., Pokatovich E. Product line and price discrimination:a theory perspective and a view from the markets. Journal of Modern Competition. 2016;10(6):20-35. EDN: YIZUBV