Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Экономика виртуального образования: оценка уровня конкуренции и стратегии выхода на рынок

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-4-90-102

Аннотация

Процессы цифровизации, внешние вызовы и растущие запросы на формирование новых компетенций привели к тому, что в настоящее время такая традиционная сфера, как образование, претерпевает серьезную трансформацию как в плане используемых методов обучения, так и конкурентных стратегий, реализуемых субъектами образовательного процесса. Одним из наиболее динамично развивающиихся секторов является виртуальное образование, выросшее за последние пятнадцать лет от простых информационных сайтов до полноценных виртуальных образовательных систем, способных предложить кастомизированные образовательные продукты широкому кругу пользователей. Несмотря на относительную молодость сектора виртуального образования и дискуссионность идентификации его границ, уже накоплен достаточный статистический и фактографический материал, который позволяет оценить уровень конкуренции и барьеры выхода на данный рынок. Идентификация типовых конкурентных стратегий входа позволит как проследить основные тенденции развития данного рынка, так и оценить их перспективность с точки зрения возможности применения новыми игроками. Цель работы – оценить уровень конкуренции на рынке виртуального образования и выявить характерные стратегии выхода на данный рынок; на основе данных рейтинга EdTech и «Списка сделок в сфере виртуального образовавния за 2014–2016 гг.» дать оценку конкуренции и выявить основные дескриптивные стратегии. Уровень конкуренции оценивался на основе расчета Индекса Херфиндаля – Хиршмана и расчета степени концентрации рынка. Для оценки барьера входа и выживаемости стартапов проведен анализ объемов инвестирования по сохранившимся на текущий момент проектам. При группировке и описании стратегий входа использовались монографический и историографический методы, а также анализ объема инвестиций и секторальной принадлежности компаний. По итогам исследования сделан вывод о высоком уровне конкуренции на данном рынке и среднем уровне его концентрации. Идентифицирован ряд характерных стратегий выхода на рынок, даны количественные оценки объема инвестиций их реализации.

Об авторах

Н. П. Машегов
Университет «Синергия»
Россия

Машегов Николай Петрович - преподаватель, кафедра информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В. В. Дика.

Москва



П. Н. Машегов
Университет «Синергия»
Россия

Машегов Петр Николаевич - докт. экон. наук, профессор кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В. В. Дика.

Москва



А. А. Горшкова
Университет «Синергия»
Россия

Горшкова Анастасия Анатольевна - старший преподаватель, кафедра информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В. В. Дика.

Москва



Н. А. Озерова
Университет «Синергия»
Россия

Озерова Надежда Анатольевна - старший преподаватель, кафедра информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В. В. Дика.

Москва



А. Г. Зайцев
Университет «Синергия»; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Зайцев Алексей Геннадьевич - докт. экон. наук, доцент, профессор кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В. В. Дика, Университет «Синергия»; профессор кафедры экономики промышленности, РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Москва



Список литературы

1. Edtech-рынок прибавил 17% по итогам 2022 года [Электронный ресурс] // Edtech. 02.02.2023. URL: https://edtechs.ru/blog/post/edtech-rynok-pribavil-17-po-itogam-2022-goda (дата обращения: 06.02.2023).

2. Гончарова Л. Г., Зубанова А. Е., Новиков С. В., Трубин А. Е. Диджитализация процессов модернизации системы высшего образования как фактор подготовки кадров для цифровой экономики // Информационные системы и технологии. 2021. № 1 (123). С. 34–42.

3. Грязнова Е. В., Треушников И. А., Гончарук А. Г., Треушников А. И. Виртуальное образование: специфика определения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 250–252. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0056.

4. Игнатьев Д. Убыточный образовательный холдинг VK стал лидером EdTech-рынка [Электронный ресурс] // Ведомости. 04.03.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/03/03/912017-ubitochnii-holding-vk (дата обращения: 06.02.2023).

5. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс] // Russian EdTech Think Tank. URL: https://edumarket.digital/#get (дата обращения: 06.02.2023).

6. Кольева Н. С. Аналитический экскурс к определению понятия «Виртуальное образование» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 92–95.

7. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования [Электронный ресурс] // EdTech. URL: https://edtechs.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).

8. Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс] // ИНТУИТ. URL: https://intuit.ru/ content/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii (дата обращения: 06.02.2023).

9. Семенова Е. М., Токмакова Е. Н., Дорофеев О. В., Трубин А. Е., Захаров А. В. Интернет-маркетинг как технология достижения конкурентоспособности современной компании в условиях цифровизации экономики // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 1 (91). С. 106–121. DOI: 10.37791/2687-0657-2023-17-1-106-121.

10. Трубин А. Е., Зубанова А. Е., Сороквашина Ю. С., Мекшенева Ж. В., Алексахин А. Н. Тенденции развития регионального рынка образовательных услуг в кризисный период // Экономика образования. 2022. № 6 (133). С. 12–20.

11. Трубин А. Е., Мекшенева Ж. В., Рудакова О. В., Зубанова А. Е., Сороквашина Ю. С. Региональный рынок образовательных услуг: многофакторный анализ механизма функционирования // Экономика образования. 2022. № 3 (130). С. 42–51.

12. Хуторской А. В. Отечественные предпосылки философии виртуального образования [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. URL: https://khutorskoy.ru/books/1998/otech_predpos.htm (дата обращения: 11.01.2023).

13. Экскурс в дистанционное образование Университета «Синергия» [Электронный ресурс] // Университет «Синергия». URL: https://synergyregions.ru/news/ekskurs-v-distancionnoe-obrazovanie-universiteta-synergy/ (дата обращения: 11.01.2023).

14. ООО «ИНТУИТ.РУ» [Электронный ресурс] // РБК Компании. URL: https://companies.rbc.ru/id/1027710020150-ooo-intuitru/ (дата обращения: 11.01.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Машегов Н.П., Машегов П.Н., Горшкова А.А., Озерова Н.А., Зайцев А.Г. Экономика виртуального образования: оценка уровня конкуренции и стратегии выхода на рынок. Современная конкуренция. 2023;17(4):90-102. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-4-90-102

For citation:


Mashegov N.P., Mashegov P.N., Gorshkova A.A., Ozerova N.A., Zaitsev A.G. Economics of Virtual Education: Assessment of the Level of Competition and Market Entry Strategy. Journal of Modern Competition. 2023;17(4):90-102. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-4-90-102

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)