Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Определение стратегических направлений развития коммерческого банка на основе построенной SWOT-матрицы (часть 1)

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-123-142

Аннотация

В статье на основе обзора научной литературы раскрывается теоретический аспект проблемы растущей конкуренции во всех отраслях экономики под влиянием ряда факторов цифрового мира, а также анализируется понятие «электронная коммерция (e-коммерция, e-commerce)» как технологическая инновация, которая в современном мире кардинально меняет потребительское поведение. Основные методы, использованные в рамках исследования, – анализ, обобщение, сравнение и описание полученных результатов; визуализация данных представлена в виде графических элементов – схем и таблиц. Авторами проведен SWOT-анализ АО КБ «Урал ФД», основой для которого послужили результаты предыдущего этапа исследования, а именно сравнение деятельности банка «Урал ФД» с его прямыми конкурентами по ряду критериев, связанных с областью электронной коммерции. Так, в данном SWOT-анализе критерии, по которым банк занимает лидирующие позиции в сравнении с конкурентами, использованы как сильные стороны компании, а детерминанты с наибольшим отставанием от конкурентов, соответственно, как ключевые слабые стороны. Области угроз и возможностей выявлены посредством изучения внешней среды с точки зрения социальных, политических, экономических, демографических и других аспектов. В результате авторам удалось выявить узкие места компании. При этом выяснилось, что банк обладает значительным потенциалом для их устранения и преодоления потенциальных угроз, используя свои сильные стороны и возможности. Итоги исследования имеют практическое значение, поскольку будут использованы на следующих этапах научного проекта при разработке стратегии развития банка и конкретного методологического инструментария в рамках предложенных направлений.

Об авторах

Л. А. Бурдина
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия

Бурдина Лидия Александровна, студентка 4-го курса бакалавриата, гуманитарный факультет

Пермь



А. С. Мельникова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия

Мельникова Анна Сергеевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов

Пермь



Список литературы

1. Бурдина Л. А., Ахметова М. И. К вопросу о цифровом неравенстве в России // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2021. Т. 1. С. 61–70.

2. Бурдина Л. А., Мельникова А. С. Методы и инструменты конкурентного анализа сегментации финансового рынка и E-коммерции // Вестник экономических и социологических исследований. 2023. № 3. С. 4–15.

3. Бычкова И. И. Цифровизация банковской деятельности на рынке e-commerce: новые возможности развития кредитно-финансового сектора на современном этапе // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 2 (30). С. 42–50. DOI: 10.31775/2305-3100-2020-2-42-50.

4. Веригина А. В., Коваль Д. В. Приоритеты развития электронной коммерции в 2022 году // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15. № 1. С. 94–104. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-1-94-104.

5. Власова К. В. Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка на примере «Ак Барс» с инструментами проведения SWOT-анализа // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Волгоград, 24 октября 2022 г.). – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2022. С. 180–190.

6. Демурчян Л. Р. Трансформация банковского сектора в условиях цифровизации // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 91–95.

7. Зайцева Е. С., Белозерова С. И. SWOT-анализ банковской деятельности на примере ПАО «СБЕРБАНК» // Colloquium-Journal. 2019. № 22-7 (46). С. 77–79.

8. Замотайлова Д. А., Мартыненко А. И., Трахова Ф. А. Тенденции развития электронной коммерции в России на современном этапе // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник трудов V Юбилейной Международной научно-практической конференции (Брянск, 25 ноября 2022 г.). – Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2023. С. 400–406.

9. Захаров Н. В. Развитие коммуникационных интернет-технологий на рынке электронной коммерции в сегменте B2B // Горный информационно-аналитический бюллетень (научнотехнический журнал). 2011. № S6. С. 581–591.

10. Ломакин Н. И., Рыбанов А. А., Московцев А. Ф., Алексеев В. С., Кабина В. В., Арсеньева Е.М. Повышение инновационной активности ПАО Сбербанк на основе SWOT-анализа и нейросетевого прогнозирования конкурентоспособности // Управленческий учет. 2021. № 7-2. С. 347–354. DOI: 10.25806/uu7-22021347-354.

11. Любимова Е. А. Интернет-банкинг и мобильный банкинг: проблемы и перспективы развития // Финансовые рынки и банки. 2022. № 2. С. 46–51.

12. Наминова К. А., Бадмаева А. А., Эдгеева А. В., Яшкаева Е. А., Стрижакова В. А., Мальмаков Д.Ц. SWOT-анализ как инструмент экономической диагностики кредитных организаций (на примере ПАО «Сбербанк России») // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 643–649. DOI: 10.34925/EIP.2020.119.6.134.

13. Петров Д. М., Родичева В. И. Проблемы развития электронной коммерции в России // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 598–601.

14. Ревенков П. В., Бердюгин А. А. Кибербезопасность в условиях Интернета вещей и электронного банкинга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 11 (344). С. 158–169.

15. Ревинова С. Ю., Третьякова Д. А. Электронная коммерция в России в условиях пандемических ограничений COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. №. 4. С. 1319–1338. DOI: 10.18334/vinec.11.4.113757.

16. Сочеева В. Е. SWOT-анализ ПАО «Сбербанк» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-3. С. 143–147. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10990.

17. Щербакова Н. В. Цифровые технологии в банковском секторе РФ: особенности и сопутствующие угрозы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 1 (19). С. 136–146. DOI: 10.21603/2500-3372-2021-6-1-136-146.

18. Bawack R. E., Wamba S. F., Carillo K. D., Akter S. Artificial intelligence in E-Commerce: a bibliometric study and literature review // Electron Markets. 2022. Vol. 32. No. 3. P. 297–338. DOI: 10.1007/s12525-022-00537-z.

19. Benzaghta M. A., Elwalda A., Mousa M. M., Erkan I., Rahma M. SWOT analysis applications: An integrative literature review // Journal of Global Business Insights. 2021. Vol. 6. No. 1. P. 55–73. DOI: 10.5038/2640-6489.6.1.1148.

20. Dinesh S., MuniRaju Y. Scalability of e-commerce in the COVID-19 era // International Journal of Research – GRANTHAALAYAH. 2021. Vol. 9. No. 1. P. 123–128. DOI: 10.29121/granthaalayah.v9.i1.2021.3032.

21. Han B. R., Sun T., Chu L. Y., Wu L. COVID-19 and E-commerce Operations: Evidence from Alibaba // Manufacturing & Service Operations Management. 2022. Vol. 24. No. 3. P. 1388–1405. DOI: 10.1287/msom.2021.1075.

22. Jain V., Malviya B., Arya S. An overview of electronic commerce (e-commerce) // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2021. Vol. 27. No. 3. P. 665–670. DOI:10.47750/cibg.2021.27.03.090.

23. Leiber T., Stensaker B., Harvey L. Bridging theory and practice of impact evaluation of quality management in higher education institutions: A SWOT analysis // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8. No. 3. P. 351–365. DOI: 10.1080/21568235.2018.1474782.

24. Liu X., Tong D., Huang J., Zheng W., Kong M., Zhou G. What matters in the e-commerce era? Modelling and mapping shop rents in Guangzhou, China // Land Use Policy. 2022. Vol. 123. Article 106430. DOI: 10.1016/j.landusepol.2022.106430.

25. Rahim S. SWOT Analysis of City Bank Limited. – United International University, 2023. – 46 p.

26. Selimoglu S. K., Saldi M. H. Blockchain Technology for Internal Audit in Cyber Security Governance of Banking Sector in Turkey: A SWOT Analysis // Contemporary Studies of Risks in Emerging Technology, Part B. 2023. P. 23–55. DOI: 10.1108/978-1-80455-566-820231002.

27. Tofan M., Bostan I. Some Implications of the Development of E-Commerce on EU Tax Regulations // Laws. 2022. Vol. 11. No. 1. Article 13. DOI: 10.3390/laws11010013.


Рецензия

Для цитирования:


Бурдина Л.А., Мельникова А.С. Определение стратегических направлений развития коммерческого банка на основе построенной SWOT-матрицы (часть 1). Современная конкуренция. 2024;18(1):123-142. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-123-142

For citation:


Burdina L.A., Melnikova A.S. Definition of Strategic Directions of Development of Commercial Bank on the Basis of the Built SWOT matrix (Part 1). Journal of Modern Competition. 2024;18(1):123-142. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-123-142

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)