Обоснованность регулирования сборов и тарифов на услуги в аэропортах
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-19-40
Аннотация
Статья посвящена проблеме обоснованности регулирования сборов и тарифов на аэропортовые услуги. Актуальность исследования обусловлена критикой необходимости регулирования аэропортовых услуг в условиях коммерциализации отрасли из-за спорности естественно-монопольного статуса аэропортов, потенциала межаэропортовой конкуренции и жизнеспособности альтернативных механизмов управления трансакциями. Цель исследования – проанализировать возможные обоснования необходимости регулирования услуг в аэропортах и выявить ограничения каждого из обоснований. Анализ проводится в рамках двух подходов: модели естественной монополии теории отраслевых рынков и сравнительного анализа дискретных структурных альтернатив новой институциональной экономической теории. Были получены следующие результаты. Во-первых, показано, что необходимость введения регулирования обосновывается наличием двух рисков – риска злоупотребления доминирующим положением и риска экспроприации инвестиций потребителей услуг аэропортов. Во-вторых, в части ограничений обоснований систематизированы факторы, способствующие усилению либо ослаблению рыночной власти аэропортов. В-третьих, выявлены характеристики аэропортов, которые подлежат оценке для принятия решения о необходимости регулирования. В-четвертых, продемонстрировано, что уровень риска экспроприации активов изменяется в зависимости от масштаба деятельности аэропорта и его роли в маршрутных сетях авиакомпаний. Таким образом, сделан вывод о том, что в рамках каждого из рассмотренных подходов решение о введении регулирования услуг в аэропортах должно приниматься не для отрасли в целом, а для отдельных аэропортов. Показаны возможные риски избирательного подхода к регулированию услуг в аэропортах (расширение дискреции регулятора, рост издержек регулятора в связи с необходимостью проведения анализа для рассматриваемых аэропортов, коррупционные риски), которые необходимо учитывать при проектировании соответствующих норм в случае принятия решения о внедрении предлагаемого подхода к регулированию.
Об авторах
А. Н. ЗубенкоРоссия
Зубенко Андрей Николаевич - аспирант, кафедра конкурентной и промышленной политики; ведущий эксперт, Центр экономики монополий и анализа регуляторных требований
Москва
А. А. Курдин
Россия
Курдин Александр Александрович - канд. экон. наук, старший научный сотрудник, кафедра конкурентной и промышленной политики; старший научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования
Москва
Список литературы
1. Волкова Л. П. Управление деятельностью аэропорта. Часть 2: Организационные основы управления деятельностью аэропортов. – М.: МГТУГА, 2007. – 106 с.
2. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономический факультет МГУ: ТЕИС, 2002. – 591 с.
3. Ярошевич Н. Ю. Аэропорт как естественная монополия: особенности современного развития // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 9 (37). С. 23–25.
4. Ярошевич Н. Ю. Конкуренция на рынке аэропортовых услуг: особенности развития и формы существования // Современная конкуренция. 2011. № 2 (26). С. 47–54.
5. Ярошевич Н. Ю., Дубровский В. Ж. Государственное регулирование тарифов и сборов аэропортов: провалы российского законодательства и приоритеты развития // Известия УрГЭУ. 2015. № 4 (60). С. 112-119.
6. Barrett S. D. Airport competition in the deregulated European aviation market // Journal of Air Transport Management. 2000. Vol. 6. No. 1. P. 13–27. DOI: 10.1016/S0969-6997(99)00018-6.
7. Bel G., Fageda X. Privatization, regulation and airport pricing: an empirical analysis for Europe // Journal of Regulatory Economics. 2010. Vol. 37. No. 2. P. 142–161. DOI: 10.1007/s11149-009-9110-7.
8. Biggar D. Why Regulate Airports? A Re-examination of the Rationale for Airport Regulation // Journal of Transport Economics and Policy (JTEP). 2012. Vol. 46. No. 3. P. 367–380.
9. Economic Regulation of Airports and Air Navigation Services Providers // International Air Transport Association (IATA). URL: https://www.iata.org/contentassets/fa95ede4dee24322939d396382f2f82d/economic-regulation.pdf (дата обращения: 28.08.2023).
10. Evangelinos C., Püschel R., Goldhahn S. Inverting the Regulatory Rules? Optimizing Airport Regulation to Account for Commercial Revenues // Diskussionsbeiträge aus dem Institut für Wirtschaft und Verkehr. No. 01/2011. Р. 1–18.
11. Forsyth P. Airport Price Regulation: Rationales, Issues and Directions for Reform. – Monash University, 2001. URL: https://bridges.monash.edu/articles/journal_contribution/Airport_Price_Regulation_Rationales_Issues_and_Directions_for_Reform/5090209 (дата обращения: 19.10.2023).
12. Fuhr J., Beckers T. Contract design, financing arrangements and public ownership – An assessment of the US airport governance model // Transport Reviews. 2009. Vol. 29. No. 4. P. 459–478. DOI: 10.1080/01441640802465656.
13. Fuhr J., Beckers T. Vertical Governance between Airlines and Airports – A Transaction Cost Analysis // Review of Network Economics. 2006. Vol. 5. No. 4. P. 386–412. DOI: 10.2202/1446-9022.1104.
14. Gillen D. The evolution of airport ownership and governance // Journal of Air Transport Management. 2011. Vol. 17. No. 1. P. 3–13. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2010.10.003.
15. Graham A. Managing Airports: An International Perspective – London: Routledge, 2023. – 600 p. DOI: 10.4324/9781003269359.
16. Hancioglu B. The Market power of Airports, Regulatory Issues and Competition between Airports // German Airport Perfomance. 2008. P. 1–28.
17. ICAO’s Policies on Charges for Airports and Air Navigation Services // International Civil Aviation Organization (ICAO). URL: https://www.icao.int/publications/documents/9082_9ed_en.pdf (дата обращения: 28.08.2023).
18. Katz M. A. The American Experience Under the Airline Deregulation Act of 1978 – An Airline Perspective // Hofstra Labor and Employment Law Journal. 1988. Vol. 6. No. 1. P. 87–100.
19. Kupfer F., Meersman H., Pauwels T., Struyf E., Van de Voorde E., Vanelslander T. Economic regulation of airports: The case of Brussels Airport Company // Case Studies on Transport Policy. 2013. Vol. 1. No. 1–2. P. 27–34. DOI: 10.1016/j.cstp.2013.08.002.
20. Lechmann M., Niemeier H.-M. Economies of scale and scope of airports – A critical survey // Journal of Air Transport Studies. 2013. Vol. 4. No. 2. P. 1–25. DOI: 10.38008/jats.v4i2.77.
21. Martimort D., Pommey G., Pouyet J. Optimal regulation design of airports: Investment incentives and impact of commercial services // Transportation Research Part B: Methodological. 2022. Vol. 164. P. 25–44. DOI: 10.1016/j.trb.2022.07.008.
22. Morrell P. Airport Competition and Network Access: A European Perspective. – In: Forsyth P., Gillen D., Muller J., Niemeier H.-M. Airport Competition: The European experience. – Ashgate, 2010. P. 11–27.
23. Niemeier H.-M. Regulation of Large Airports: Status Quo and Options for Reform // OECD/ITF Joint Transport Research Centre Discussion Paper. No. 2009-10. P. 1– 33. DOI: 10.1787/9789282102923-en.
24. Oliveira G. P. Abuse of dominance in the airport sector // Journal of Transport Literature. 2013. Vol. 7. No. 1. P. 8–51. DOI: 10.1590/S2238-10312013000100002.
25. Reynolds P., Kennedy S., Veronese B., von Hinten Reed N. Effective regulation of airport market power. A report for Airlines for Europe and IATA // CEG. 2018. P. 1–45.
26. Starkie D. Airport regulation and competition // Journal of Air Transport Management. 2002. Vol. 8. No. 1. P. 63–72. DOI: 10.1016/S0969-6997(01)00015-1.
27. Tretheway M., Kincaid I. Competition between Airports: Occurrence and Strategy. – In: Forsyth P., Gillen D., Muller J., Niemeier H.-M. Airport Competition: The European experience. – Ashgate, 2010. P. 119–136.
28. Williamson O. E. The Economics of Governance // American Economic Review. 2005. Vol. 95. No. 2. P. 1–18. DOI: 10.1257/000282805774669880.
Рецензия
Для цитирования:
Зубенко А.Н., Курдин А.А. Обоснованность регулирования сборов и тарифов на услуги в аэропортах. Современная конкуренция. 2023;17(5):19-40. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-19-40
For citation:
Zubenko A.N., Kurdin A.A. Validity of Regulation of Airport Services Fees and Tariffs. Journal of Modern Competition. 2023;17(5):19-40. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-19-40