Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Слепые зоны в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-5-18

Аннотация

Для применения «пятого антимонопольного пакета» ФАС России разработала проект изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (Порядок-220). Данный проект в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения, что делает актуальным его анализ на предмет наличия ответов на вызовы экономики современных цифровых рынков в целом, а также методических вопросов, поставленных последними изменениями в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в частности. Выявлено, что положения обсуждаемого проекта касаются далеко не всех основных проблем, которые возникают в связи с анализом конкуренции на цифровых рынках: не предложены методы анализа границ рынков при нулевых ценах, нет подходов к оценке сетевых эффектов, не отражены проблемы рыночной власти при конгломератных слияниях, не уточнено понятие многостороннего рынка и его соотношения с цифровой платформой. Проект также содержит неточности формулировок, оставляя свободу интерпретации, которая впоследствии создаст риски некорректного применения норм антимонопольного законодательства и повысит вероятность ошибок правоприменения. Кроме того, в статье продемонстрировано, что, несмотря на предлагаемые изменения, в документе сохранились многие проблемы, характерные также для анализа традиционных рынков (второй критерий теста гипотетического монополиста, анализ преодолимости барьеров входа, ограничения использования методов). В качестве методологической базы исследования используются подходы экономического анализа права и теории отраслевых рынков. Результатом проведенного анализа стали рекомендации для регулятора, направленные на снижение вероятности ошибок правоприменения, возникающих в результате пробелов в нормативно-правовых актах в сфере антимонопольного регулирования. Статья носит прикладной характер и может представлять интерес как для регулирующих органов, так и для антимонопольных экспертов.

Об авторах

А. И. Мелешкина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

 Мелешкина Анна Игоревна -  научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Москва



Н. С. Павлова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

 Павлова Наталья Сергеевна - канд. экон. наук, доцент, кафедра конкурентной и промышленной политики; старший научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Москва



Список литературы

1. Авдашева С. Б., Юсупова Г. В., Корнеева Д. В. Конкурентное законодательство в отношении цифровых платформ: между антитрастом и регулированием // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 3. С. 61–86. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-3-61-86.

2. Князева И. В., Айтжанов А. Т., Бычкова Е. С. Методологические развилки антимонопольного регулирования цифровых рынков: идеи и смыслы цифровой повестки Казахстана // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 5–18. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-5-18.

3. Коваленко А. И. Отказ от благосостояния потребителя при антитрасте цифровых платформ // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 3. С. 97–105. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-3-97-105.

4. Маркова О. А. Определение границ рынков с платформами: как учитывать сетевые экстерналии и эффект переноса? // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 3 (16). C. 7–30. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_3_7_30.

5. Плеханова Л. С., Машин И. С., Павлова Н. С. «Не настолько велики»: источники рыночной власти цифровых платформ // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 3. C. 82–105. DOI: 10.38050/01300105202135.

6. Шаститко А. А., Павлова Н. С., Шаститко А. Е., Курдин А. А. Экономический анализ в применении норм антимонопольного законодательства. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 216 с.

7. Шаститко А. Е., Маркова О. А. О подходах к определению границ рынков с платформами // Конкуренция и право. 2020. № 5. C. 12–23.

8. Шаститко А. Е., Маркова О. А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 37–55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.

9. Шаститко А. Е., Маркова О. А. Эффекты становления и функционирования многосторонних рынков: подходы к исследованию // Общественные науки и современность. 2019. № 3. C. 52–65. DOI: 10.31857/S086904990005085-5.

10. Шаститко А. Е., Павлова Н. С., Кащенко Н. В. Антимонопольное регулирование продуктовых экосистем: случай «АО “Лаборатория Касперского” – Apple Inc.» // Управленец. 2020. Т. 4. № 11. С. 29–42. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-3.

11. Farrell J., Shapiro C. Antitrust evaluation of horizontal mergers: An economic alternative to market definition // The B.E. Journal of Theoretical Economics. 2010. Vol. 10. No. 1. P. 1–35. DOI: 10.2139/ssrn.1313782.

12. Global report on antitrust enforcement in the digital economy // International Chamber of Commerce. 25 September 2023. URL: https://iccwbo.org/news-publications/policies-reports/global-report-on-antitrust-enforcement-in-the-digital-economy/#single-hero-document (дата обращения: 03.10.2023).

13. Hoffmann L. Entitlement problems in digital markets and how antitrust shapes the appropriation of network externalities // Competition and Regulation in Network Industries. 2021. Vol. 22. No. 2. Article 17835917211003198. DOI: 10.1177/17835917211003198.

14. Khan L. Amazon’s antitrust paradox // Yale Law Journal. 2017. Vol. 126. No. 3. P. 710–805.

15. Newman J. Antitrust in digital markets // Vanderbilt Law Review. 2019. Vol. 72. No. 5. P. 1497–1561.

16. Newman J. Antitrust in zero-price markets: Applications // Washington University Law Review. 2016. Vol. 94. No. 1. P. 49–112.

17. OECD Handbook on Competition Policy in the Digital Age // OECD. 2022. URL: https://www.oecd.org/competition/digital-economy-innovation-and-competition.htm (дата обращения: 03.10.2023).

18. Parker G., Petropoulos G., Van Alstyne M. Digital platforms and antitrust. – In: The Oxford Handbook of Institutions of International Economic Governance and Market Regulation / ed. by E. Brousseau, J.-M. Glachant, J. Sgard. 2022. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190900571.013.34.

19. Pontual Ribeiro E., Golovanova S. A unified presentation of competition analysis in two-sided markets // Journal of Economic Surveys. 2020. Vol. 34. No. 1. P. 548–571. DOI: 10.1111/joes.12362.

20. Rochet J.-C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. 2003. Vol. 1. No. 4. P. 990–1029. DOI: 10.1162/154247603322493212.

21. U.S. Subcommittee on Antitrust, Commercial, and Administrative Law of the Committee on the Judiciary of the House of Representatives // Investigation of Competition in Digital Markets. 2022. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CPRT-117HPRT47832/pdf/CPRT-117HPRT47832.pdf (дата обращения: 03.10.2023).

22. Wang H. Platform antitrust in China // China Economic Journal. 2022. Vol. 15. No. 2. P. 171–186. DOI: 10.1080/17538963.2022.2067688.

23. Wu Y. Is data-monopoly banned by antitrust law? Antitrust and digital economy in the US: Ideas, institutions, decisions and impacts, 1998-2023 // Studies in Social Science and Humanities. 2023. Vol. 2. No. 3. P. 37–49.


Рецензия

Для цитирования:


Мелешкина А.И., Павлова Н.С. Слепые зоны в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Современная конкуренция. 2023;17(5):5-18. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-5-18

For citation:


Meleshkina A.I., Pavlova N.S. Blind Spots in the Procedure for Analyzing the State of Competition in the Commodity Market. Journal of Modern Competition. 2023;17(5):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-5-18

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)