Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Обучение сквозным технологиям в российских университетах: масштаб и особенности управления

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-2-124-139

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов управления обучением сквозным технологиям, в частности аналитике больших данных и искусственному интеллекту, в российских университетах. В статье приведены статистические данные по масштабу реализации программ обучения большим данным и искусственному интеллекту в российских вузах. Авторы обращают внимание, что для обработки существенного объема информации были использованы алгоритмы работы с большими данными, такие как Google Chrome-расширения для экстракции данных с веб-страниц Instant data scraper и Table Capture. По результатам исследования были выявлены и проанализированы ключевые особенности управления разработкой и реализацией программ обучения большим данным и искусственному интеллекту в топ-15 университетах страны. Отмечается то, что большинство программ разработано «на стыке» учебных дисциплин и направлено на подготовку универсальных специалистов, что диктует интеграцию факультетов вузов при их создании и тесное взаимодействие с представителями профессионального сообщества. Приводятся суждения о том, что наиболее плотной интеграцией университетов и бизнеса является автоматическое трудоустройство студентов в период обучения. Выявляется, что управление разработкой программ обучения большим данным и искусственному интеллекту предполагает коллаборации с EdTech-площадками и реализацию программ в дистанционной форме, объединяющей в себе преимущества классической университетской программы и удобство онлайн-обучения, в частности коммуникативный комфорт. Исследование показало, что управление обучением предполагает также развитие «мягких» навыков у специалистов в сфере аналитики данных и искусственного интеллекта.

Об авторах

М. А. Лукашенко
Университет «Синергия»
Россия

Лукашенко Марианна Анатольевна, докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой корпоративной культуры

Москва



Е. А. Шарова
Российский институт стратегических исследований (РИСИ)
Россия

Шарова Екатерина Андреевна, канд. экон. наук, ведущий эксперт, Центр координации исследований

Москва

 



А. И. Шаров
Университет «Синергия»
Россия

Шаров Александр Ильич, аспирант, кафедра корпоративной культуры

Москва

 



Список литературы

1. Атлас профессий будущего / Н. Ю. Анисимов, Л. М. Гохберг, Г. О. Греф, Н. В. Дудина, С. В. Черногорцева, Н. А. Шматко [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; ПАО «Сбербанк». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. Вып. 2. – 240 с.

2. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 17–30. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.

3. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37–43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.

4. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 65–79.

5. Алавердов А. Р., Ягодкина И. А. Компетентностный подход к организации образовательного процесса как конкурентное преимущество вуза // Современная конкуренция. 2013. № 2 (38). С. 69–76.

6. Ульянова М. Е. Факторы повышения конкурентоспособности вузов: международный контекст // Мир новой экономики. 2018. Т. 12. № 2. С. 72–77. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-2-72-77.

7. Ендовицкий Д. А., Коротких В. В., Воронова М. В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 9–26. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26.

8. Васильев А. И. Конкурентоспособность вуза в свете теории конкуренции и норм российского законодательства // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 6 (66). С. 122–134.

9. Коваленко А. И. Ценностный подход к онлайн-обучению предпринимательству по программам колледжа и бакалавриата в России // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 108–115. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-108-115.

10. Чоросова О. М., Алексеева А. З. Актуальные вопросы развития электронного (дистанционного) обучения в ДПО СВФУ в условиях цифровизации // Вестник СВФУ. 2019. № 2 (14). С. 19–26.

11. Никольский В. С., Лукашенко М. А., Шарова Е. А. Современный мировой ландшафт онлайн-обучения наукам о данных // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №. 4. С. 148–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-148-166.

12. Schwab-McCoy A., Baker C., Gasper R. Data Science in 2020: Computing, Curricula, and Challenges for the Next 10 Years // Journal of Statistics and Data Science Education. 2021. Vol. 29. Sup. 1. P. S40–S50. DOI: 10.1080/10691898.2020.1851159.

13. Irizarry R. A. The role of academia in data science education // Harvard Data Science Review. 2020. No. 2 (1). P. 1–8. DOI: 10.1162/99608f92.dd363929.

14. Demchenko Y., Belloum A., Wiktorski T. Edison Data Science Framework: Part 1. Data Science Competence Framework. 2017. URL: http://edison-project.eu/data-science-competence-framework-cf-ds (дата обращения: 06.02.2023). DOI:10.5281/zenodo.167585.

15. Топ-100 вузов России. Выпуск 2022 года // RAEX Rating Review. URL: https://raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_of_russia (дата обращения: 06.02.2023).

16. Декан факультета МО А. А. Сушенцов – о новой программе «Большие данные и моделирование международных отношений» // МГИМО: официальный сайт. 07.07.2022. URL: https://mgimo.ru/about/news/main/mo-big-data-2022/ (дата обращения: 06.02.2023).

17. Лукашенко М. А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61–70. DOI:10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70.

18. Гребнев Л. С., Кирабаев Н. С., Шейнбаум В. С., Зборовский Г. Е., Лукашенко М. А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166


Рецензия

Для цитирования:


Лукашенко М.А., Шарова Е.А., Шаров А.И. Обучение сквозным технологиям в российских университетах: масштаб и особенности управления. Современная конкуренция. 2023;17(2):124-139. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-2-124-139

For citation:


Lukashenko M.A., Sharova E.A., Sharov A.I. Education in End-to-end Technologies in Russian Universities: Scale of Implementation and Features of Management. Journal of Modern Competition. 2023;17(2):124-139. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-2-124-139

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)