Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Применение метода стресс-кейсов в обучении предпринимательству как фактор укрепления конкурентоспособности образовательной деятельности вуза

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-192-121-134

Аннотация

В статье проводится исследование практики применения интерактивных методов обучения профессиональной деятельности в образовательных программах для предпринимателей с указанием использования метода стресс-кейсов, способствующего формированию гибких и адаптивных навыков у обучающихся. Дается представление о методе стресс-кейсов, выявляются возможности его использования в различных областях деятельности, а также в рамках обучения предпринимательству. Установлено, что метод стресс-кейсов способствует развитию критического мышления и навыков быстрого принятия решений, что особенно важно в условиях неопределенности. В рамках проводимого исследования выявлено влияние интерактивных методов обучения на уровень подготовки профессиональных предпринимателей, что отражается на уровне конкурентоспособности вуза в целом. В статье представлена программа проведения интерактивной образовательной практики «Стресс-кейс» в рамках обучения по профилю «Предпринимательство», по результатам проведения которой предлагается включить стресс-кейсы в практическую часть обучения предпринимателей в рамках реализации дисциплин, входящих в ядро профессионально-ориентированных, что позволит развивать у обучающихся предпринимательские навыки и компетенции.

Об авторах

Е. В. Алексеева
Университет «Синергия»
Россия

Алексеева Елена Валентиновна, доцент кафедры предпринимательства и конкуренции, директор Студии предпринимательства,

Москва.



А. Ю. Погорелова
Университет «Синергия»
Россия

Погорелова Анна Юрьевна, доцент кафедры предпринимательства и конкуренции,

Москва.



О. Н. Потапова
Университет «Синергия»
Россия

Потапова Ольга Николаевна, канд. экон. наук, доцент кафедры предпринимательства и конкуренции,

Москва.



Д. А. Филиппова
Университет «Синергия»
Россия

Филиппова Диана Андреевна, ассистент кафедры предпринимательства и конкуренции,

Москва.



Список литературы

1. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Факторы конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству // Экономика. Налоги. Право. 2024. Т. 17. № 4. С. 31– 41. DOI: 10.26794/1999-849Ж-2024-17-4-31-41.

2. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37–43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-437-43.

3. Дрондин А. Л. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 118–126. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-118-126.

4. Кузнецов Д. Л. Факторы конкурентоспособности вуза // Инновации и инвестиции. 2021. № 3. С. 116–120.

5. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121.

6. Арутюнова Д. В., Ланкина М. Ю. Образовательная программа вуза как объект стратегического управления в контексте повышения конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 12. С. 11–17. DOI: 10.17513/vaael.2609.

7. Рубин Ю. Б. Формирование методологии обучения предпринимательству в российском образовании // Педагогика. 2022. Т. 86. № 12. С. 99–107.

8. Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А. Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5218 (дата обращения: 21.03.2025).

9. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26–33. DOI: 10.26170/20798717_2021_04_03.

10. Ноздрякова Е. В. Интерактивное обучение – реальность или вымысел современного образовательного процесса? // Интерактивное образование. 2017. № 1. С. 5–10.

11. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений: монография / под ред. М. А. Эскандерова. – М.: Проспект, 2021. – 496 с.

12. Потапова О. Н. Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17–23.

13. Хайновский С. Е. Интерактивные методы обучения и их актуальность на сегодняшний день // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4-1. С. 296–304. DOI: 10.34670/AR.2022.36.62.03.

14. Привалова Г. Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 21.03.2025).

15. Черных Е. О. Экономическое обоснование интерактивной модели обучения в сфере высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 11. С. 2827–2848. DOI: 10.18334/epp.10.11.111127.

16. Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н. Обучение предпринимательству с использованием технологии форсайт-сессии // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 2. С. 109–123. DOI: 10.37791/2687-0649-2023-17-2-109-123.

17. Памухин Ю. Г. Деловая игра как метод развития предпринимательских навыков участия в конкуренции // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 5. С. 124–137. DOI: 10.37791/26870657-2023-17-5-124-137.

18. Бердникова К. Э., Чегулова А. А., Перяшкина А. А., Барабашкина Е. В., Трифанова А. А. Кейстехнологии как способ реализации образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98814 (дата обращения: 20.03.2025).

19. Красникова А. В. Особенности использования кейс-технологии в образовательном процессе // Вестник науки и образования. 2020. № 4-1 (82). С. 88–91.

20. Гришина О. С. Стресс-кейс как инструмент оценки торгового персонала // Управление продажами. 2015. № 4. С. 256–265.

21. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под общ. ред. С. Р. Филоновича. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 690 с.


Рецензия

Для цитирования:


Алексеева Е.В., Погорелова А.Ю., Потапова О.Н., Филиппова Д.А. Применение метода стресс-кейсов в обучении предпринимательству как фактор укрепления конкурентоспособности образовательной деятельности вуза. Современная конкуренция. 2025;19(2):121-134. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-192-121-134

For citation:


Alekseeva E.V., Pogorelova A.Yu., Potapova O.N., Filippova D.A. The Application of Stress Case Method in Teaching Entrepreneurship as an Competitive Strength of University Educational Operations. Journal of Modern Competition. 2025;19(2):121-134. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-192-121-134

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)