Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Конкуренция производителей на российском рынке здоровых напитков в 2012–2021 гг.

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-1-5-31

Аннотация

Возрастающий интерес к здоровому образу жизни среди российских потребителей приводит к повышению спроса на продукты и напитки здорового питания, что находит отражение в достаточно высоких темпах роста данного рынка, и к повышению его привлекательности для компаний-производителей. В данной статье целью исследования является оценка динамики уровня конкуренции в сегментах российского рынка здоровых напитков («Лучше для Вас», «Укрепленный/ Функциональный», «Естественно здоровый» и «Органический») и по всему рынку в целом с 2012 по 2021 год. Для достижения цели ставятся следующие задачи: 1) выявить доминирующую группу игроков, степень дифференциации внутри самой группы; 2) определить уровень концентрации рынка; 3) проанализировать динамику уровня конкуренции с 2012 по 2021 год. Для определения степени концентрации сегментов рынка используется индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI), для выявления группы доминирующих игроков и ее размера – индекс Линда (IL) и коэффициент концентрации (CRSV), для определения степени дифференциации между лидирующими игроками – модифицированная версия индекса Холла – Тайдмана (HTSV), для анализа динамики уровня конкуренции – матрица SV (Strength/Variety). Проведенное исследование показывает, что за 2012– 2021 гг. на всех сегментах рынка здоровых напитков тот или иной тренд ухода из квадранта RO происходит или за счет наращивания совокупной доли лидеров на рынке, или за счет увеличения уровня дифференциации между игроками. На каждом из сегментов рынка наблюдается ужесточение монополизации, по рынку в целом – полный уход от свободной конкуренции к естественной олигополизации. Состав доминирующих групп в крупных сегментах рынка в значительной степени пересекается между собой и включает крупных международных игроков, хоть и наблюдается заметное снижение их доли на рассматриваемом рынке.

Об авторах

Е. А. Якимова
ФГБОУ «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Россия

Якимова Екатерина Андреевна, магистрант, программа «Управление развитием бизнеса», кафедра экономики инноваций

Москва



В. Е. Забегаева
ФГБОУ «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Россия

Забегаева Варвара Евгеньевна, магистрант, программа «Управление развитием бизнеса», кафедра экономики инноваций

Москва



Список литературы

1. Глобальное исследование потребительского поведения за 2020 год: Россия. Трансформация потребителя [Электронный ресурс] // Росконгресс. 2020. URL: https://roscongress.org/materials/globalnoe-issledovanie-potrebitelskogo-povedeniya-za-2020-god-rossiya-transformatsiya-potrebitelya/ (дата обращения: 15.10.2022).

2. Health & Wellness report: Search & sosial trends: 21/22 // Curated. 2021. URL: https://curated-digital.com/wp-content/uploads/2021/10/Curated-Health-and-Wellness-Report-21-22.pdf (дата обращения: 15.10.2022).

3. Stark C. Guidelines for Food and Nutrient Intake // Biochemistry, Physiology and Molecular Aspects of Human Nutrition. 2013. P. 34–47.

4. Healthy diet // WHO. 2019. URL: https://www.who.int/health-topics/healthy-diet#tab=tab_1 (дата обращения: 15.10.2022).

5. Sustainable healthy diets: guiding principles // WHO. 2019. URL: https://linkscommunity.org/assets/PDFs/fao_who-sustainable-healthy-diets-guiding-principles-2019.pdf (дата обращения: 15.10.2022).

6. Stevenson R. J. Psychological correlates of habitual diet in healthy adults // Psychological Bulletin. 2017. Vol. 143. No. 1. P. 53–90. DOI: 10.1037/bul0000065.

7. Cena H., Calder P. C. Defining a healthy diet: evidence for the role of contemporary dietary patterns in health and disease // Nutrientsт. 2020. Vol. 12. No. 2. Article 334. DOI: 10.3390/nu12020334.

8. Hughes R. Definitions for public health nutrition: A developing consensus // Public Health Nutrition. 2003. Vol. 6. No. 6. P. 615–620. DOI: 10.1079/PHN2003487.

9. Landman J. P., Buttriss J., Margetts B. Curriculum design for professional development in public health nutrition in Britain // Public Health Nutrition. 1998. Vol. 1. No. 1. P. 69–74. DOI: 10.1079/PHN19980010.

10. Yngve A., Sjostrom M., Warm D., Margetts B., Perez Rodrigo C., Nissinen A. Effective promotion of healthy nutrition and physical activity in Europe requires skilled and competent people // Public Health Nutrition. 1999. Vol. 2. No. 3A. P. 449–522. DOI: 10.1017/S1368980099000622.

11. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/efaa8841551e1fcaea7bf10c4c512f61aa256f8a/ (дата обращения: 15.10.2022).

12. Руководство программы СИНДИ по питанию [Электронный ресурс] / под ред. Д. Макклин // ВОЗ. 2000. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/119927/E70041R.pdf (дата обращения: 15.10.2022).

13. Голубев В. С., Беркович М. И. Здоровое питание: восприятие, динамика, популяризация // Теоретическая экономика. 2020. № 3 (63). С. 98–104.

14. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году». – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. – 431 с.

15. Герасименко Н. Ф., Позняковский В. М., Челнакова Н. Г. Здоровое питание и его роль в обеспечении качества жизни // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания. 2016. № 4 (12). С. 52–57.

16. Health and wellness in 2021: The big picture // Euromonitor. 2022. URL: https://www.euromonitor.com/health-and-wellness-in-russia/report (дата обращения: 15.10.2022).

17. Евдокунина Е. А., Рокотянская В. В. Особенности рынка функциональных напитков в России // Пиво и напитки. 2014. № 5. С. 16–18.

18. Van Dam I., Wood B., Sacks G., Allais O., Vandevijvere S. A detailed mapping of the food industry in the European single market: similarities and differences in market structure across countries and sectors // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2021. Vol. 18. No. 1. Article 54. DOI: 10.1186/s12966-021-01117-8.

19. Baker P., Friel S. Food systems transformations, ultra-processed food markets and the nutrition transition in Asia // Globalization and Health. 2016. Vol. 12. No. 1. Article 80. DOI: 10.1186/s12992-016-0223-3.

20. Альхусайни Н. С. Сравнительный анализ уровня конкуренции на российском и иракском рынках прохладительных напитков // Практический маркетинг. 2018. № 5 (255). С. 24–29.

21. Besanko D., Dranove D., Shanley M., Schaefer S. Economics of Strategy. – Wiley, 2009. – 563 p.

22. Willis M. S., Rogers R. T. Market share dispersion among leading firms as a determinant of advertising intensity // Review of Industrial Organization. 1998. Vol. 13. No. 5. P. 495–508. DOI: 10.1023/A:1007704811420.

23. Yitzhaki S. Relative deprivation and the Gini coefficient // The Quarterly Journal of Economics. 1979. Vol. 93. No. 2. P. 321–324. DOI: 10.2307/1883197.

24. Hall M., Tideman N. Measures of concentration // Journal of the American Statistical Association. 1967. Vol. 62. No. 317. P. 162–168. DOI: 10.1080/01621459.1967.10482897.

25. Linda R. Methodology of concentration analysis applied to the study of industries and Markets. – Brussels: Commission of the European Communities, 1976. – 160 p.

26. Shannon C. E. A Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal. 1948. Vol. 27. No. 3. P. 379–423. DOI: 10.1002/j.1538-7305.1948.tb01338.x.

27. Gastwirth J. L. The estimation of the Lorenz curve and Gini index // Review of Economics and Statistics. 1972. Vol. 54. No. 3. P. 306–316. DOI: 10.2307/1937992.

28. Elzinga K. G., Mills D. E. The Lerner index of monopoly power: Origins and uses // American Economic Review. 2011. Vol. 101. No. 3. P. 558–564. DOI: 10.1257/aer.101.3.558.

29. Cowell F. Measuring Inequality. – 3rd edition. – Oxford University Press, 2011. – 233 р. DOI: 10.1093/acprof:osobl/9780199594030.001.0001.

30. Вертоградов В. А., Щелокова С. В. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа для оценки уровня доминирования // Вестник Московского Университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 6. P. 137–142. DOI: 10.38050/01300105202167.

31. Вертоградов В. А., Щелокова С. В. Стратегии премиальных автомобильных брендов в России и действия регулятора (2009–2021 гг.) // Мир новой экономики. 2022. Т. 12. № 2. P. 64–75. DOI: 10.26794/2220-6469-2022-16-2-64-75.

32. Блохин А. А., Ломакин-Румянцев И. В., Наумов С. А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке // Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 6 (164). P. 68–77. DOI: 10.33917/es-6.164.2019.68-77.

33. Bukvić R., Pavlović R., Gajić I. Possibilities of Application of the Index Concentration of Linda in Small Economy: Example of Serbian Food Industries // Annals of the Oradea University. Fascicle of Management and Technological Engineering. 2014. Vol. XXIII. No. 3. P. 159–164. DOI: 10.15660/AUOFMTE.2014-3.3070.

34. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба. URL: https://fas.gov.ru/documents/576468?ysclid=lc90p9vsmm975598002 (дата обращения: 29.12.2022).

35. Вертоградов В. А., Щелокова С. В. Эволюция конкуренции и позиция России на мировых рынках минеральных удобрений // АПК: Экономика, управление. 2022. № 9. С. 91–103. DOI: 10.33305/229-91.

36. Koffieen theemerk DE Master Blenders 1753 (Douwe Egberts) en het Amerikaanse voedselconglomeraat Mondelez International voegen hun koffieactiviteiten samen // NU.nl. 07.05.2014. URL: https://www.nu.nl/economie/3769565/douwe-egberts-en-mondelez-fuseren.html (дата обращения: 17.11.2022).

37. Оборот розничной торговли (с 2000 г.) [Электронный ресурс] // Росстат. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 22.11.2022).

38. Coca-Cola в России запускает категорию функциональных продуктов под брендом BotanIQ [Электронный ресурс] // Coca-Cola в России. 20.04.2021. URL: https://www.coca-cola.ru/about-us/press-releases/botaniq?ysclid=laybv6dg5o853174918 (дата обращения: 26.11.2022).

39. Van Hoof K., Gopinath S. Peet’s Coffee IPO Raises $2.5 Billion // Bloomberg. 29.05.2020. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-05-29/jde-peet-s-coffee-ipo-raises-2-5-billion-at-breakneck-speed (дата обращения: 20.11.2022).

40. Monster Beverage // Globalny.biz. URL: https://globalny.biz/catalog/id/2076 (дата обращения: 26.11.2022).

41. Monster Beverage: Can Mixing Java And Coca-Cola Create A Drinkable Concoction For Investors? // Seeking Alpha. 29.03.2018. URL: https://seekingalpha.com/article/4160082-monster-beverage-can-mixing-java-and-coca-cola-create-drinkable-concoction-for-investors (дата обращения: 26.11.2022).

42. Куденко А. «Боржоми» планирует продать в России в 2013 году 30 млн бутылок воды [Электронный ресурс] // РИА Новости. 01.07.2013. URL: https://ria.ru/20130701/946873890.html (дата обращения: 27.11.2022).

43. Aiolfi S. Orior übernimmt Thurella // NZZ. 01.03.2018. URL: https://www.nzz.ch/wirtschaft/orior-steigt-mit-kauf-von-thurella-in-biogetraenkemarkt-ein-ld.1361729 (дата обращения: 21.11.2022).

44. Pfannschmidt-Wahl von Jutta. Partnerschaft mit Schweizer Konzern // foodservice. 04.09.2018. URL: https://www.food-service.de/management/news/casualfood-partnerschaft-mit-schweizer-konzern-41338 (дата обращения: 21.11.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Якимова Е.А., Забегаева В.Е. Конкуренция производителей на российском рынке здоровых напитков в 2012–2021 гг. Современная конкуренция. 2023;17(1):5-31. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-1-5-31

For citation:


Yakimova E.A., Zabegaeva V.E. Competition in the Russian Market of Healthy Drinks in 2012–2021. Journal of Modern Competition. 2023;17(1):5-31. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-1-5-31

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)