Оценка эффективности деятельности российских антимонопольных органов: технологии, эмпирический анализ
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-56-74
EDN: LLEFRX
Аннотация
Настоящая работа подготовлена с целью восполнения пробела в теории публичного управления по результатам, связанного с недостаточностью эмпирических исследований по вопросу применимости теоретических концепций оценки результативности и эффективности органа власти к практической деятельности ФАС России. Для достижения обозначенной цели поставлены задачи: определить результаты и эффекты для экономики от деятельности антимонопольных органов, подлежащие оценке с позиций достижения целей и задач государственной конкурентной политики; исследовать технологии оценки результативности и эффективности, существующие в международной практике, на предмет их применимости к деятельности российских антимонопольных органов; дать оценку применяемой ФАС России технологии оценки эффективности деятельности ведомства с позиции ее соответствия целям и задачам государственной конкурентной политики; сформулировать предложения о формировании применимой в практической деятельности антимонопольных органов системы оценки как составляющей публичного управления по результатам. В статье особое внимание уделено теоретической концепции ошибок I и II рода, содержащей научные положения о неизбежности возникновения таких ошибок при осуществлении антимонопольного регулирования из-за оценочного характера правовых норм. В исследовании приведены результаты апробации данного теоретического подхода к оценке эффективности деятельности антимонопольного органа на примере анализа решений ведомственной апелляции ФАС России, осуществляемой ведомством в отношении своих территориальных органов. В ходе научного эксперимента выявлены факторы ошибок, проведено их разделение на ошибки I и II рода, определены системные проблемы, разрешение которых принципиально важно для антимонопольных органов. Проведен сравнительный анализ по квалификациям правонарушений, свидетельствующий о наибольшем числе ошибок I и II рода при вынесении решений по фактам антиконкурентных соглашений, признаваемых во всем мире наиболее тяжкими экономическими правонарушениями. В результате структурного анализа выявленных ошибок I и II рода сформулирован вывод об излишнем административном давлении на субъектов предпринимательства со стороны ведомства, свидетельствующем о создании самим антимонопольным органом условий, ограничивающих конкуренцию.
Об авторе
Ирина Владимировна ГагаринаСписок литературы
1. Авдашева С. Б., Цыцулина Д. В., Сидорова Е. Е. Применение ключевых показателей эффективности для ФАС России: анализ на основе статистики судебных решений // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 7-34.
2. Верховская О. Р., Александрова Е. А. Предпринимательская активность в России: результаты проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства" в 2006-2016 гг. // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15. № 1. С. 3-26. DOI: 10.21638/11701/spbu18.2017.101.
3. Володин В. В., Дмитриев А. Г., Хабаров В. И. Специфика риск-менеджмента при совершении международных сделок слияний и поглощений в сегменте В2В, FM сервисов и услуг // Научное обозрение: теория и практика. 2019. № 2. С. 94-108.
4. Гагарина И. В. Сговор организатора и участника торгов: три проблемы правоприменения // Конкуренция и право. 2022. № 4. С. 60-65.
5. Гагарина И. В. Соглашения о разделе товарного рынка. Поворот в квалификации // Конкуренция и право. 2022. № 6. С. 56-64.
6. Истербук Ф. Пределы антимонопольного правоприменения // Экономическая политика. 2010. № 5. С. 29-41.
7. Караганчу А., Князева И. Конкурентная политика в предотвращении ограничительной деловой практики и антиконкурентной государственной помощи. Опыт и практика Европейского союза: монография. - Новосибирск: ИПЦ НГУ: Изд-во НГТУ, 2017. - 231 с.
8. Князева И. В. Оценка эффективности деятельности конкурентных ведомств // Российское конкурентное право и экономика. 2014. № 1 (10). С. 40-53.
9. Князева И. В., Войцехович А. А. Инновационные рынки: особенности функционирования, конкуренция и регулирование // ЭКО. 2012. № 12 (462). С. 78-84.
10. Князева И. В., Падерина К. В. Влияние привлечения экспертного мнения на рассмотрение дел по нарушению антимонопольного законодательства: количественный и качественный анализ // Право и экономика. 2017. № 8 (354). С. 53-62.
11. Манн Дж. А., Райт Дж. Д. Инновации и пределы антимонопольной политики // Экономическая политика. 2010. № 6. С. 99-123.
12. Миссия, цели, ценности // ФАС Росcии: официальный сайт. URL: https://fas.gov.ru/pages/about/mission.html (дата обращения: 13.05.2022).
13. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
14. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы) // СПС "КонсультантПлюс".
15. Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности: распоряжение Правительства РФ от 17.05.2016 № 934-р // СПС "КонсультантПлюс".
16. Об утверждении перечня показателей оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Федеральной антимонопольной службы: приказ ФАС России от 02.06.2020 № 514/20 // СПС "КонсультантПлюс".
17. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р // СПС "КонсультантПлюс".
18. Публичная декларация целей и задач ФАС России на 2022 год // ФАС Росcии: официальный сайт. URL: https://fas.gov.ru/public_declarations/45 (дата обращения: 05.10.2022).
19. Россия в зеркале международных рейтингов: информационно-справочное издание / отв. ред. В. И. Суслов; науч. ред. О. В. Валиева, Н. А. Кравченко; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск: Параллель, 2019. - 171 с.
20. Шаститко А. Е. Координационные и распределительные эффекты ошибок первого и второго рода // Экономическая политика. 2011. № 1. С. 114-124.
21. Шаститко А. Е. Ошибки I и II рода в экономических обменах с участием третьей стороны-гаранта // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10 (10). С. 125-148.
22. Экономический анализ в применении норм антимонопольного законодательства: эмпирические оценки и пути развития / Н.А. Горейко [и др.]; под ред. Н.С. Павловой; вступ. А.Г. Цыганова. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 216 с.
23. Reform of Product Market Regulation in OECD Countries, 1998-2008. URL: https://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/50480980.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
24. XXIII Hauptgutachten der Monopolkommission gemäß § 44 Abs. 1 Satz 1 GWB. URL: https://www.monopolkommission.de/images/HG23/HGXXIII_Gesamt.pdf (дата обращения: 02.09.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Гагарина И. Оценка эффективности деятельности российских антимонопольных органов: технологии, эмпирический анализ. Современная конкуренция. 2022;16(6):56-74. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-56-74. EDN: LLEFRX
For citation:
Gagarina I. Evaluation of the Effectiveness of the Activities of Russian Antimonopoly Authorities: Technologies, Empirical Analysis. Journal of Modern Competition. 2022;16(6):56-74. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-56-74. EDN: LLEFRX