Влияние интерпретации поведения компаний на подходы к анализу границ товарного рынка
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-43-55
EDN: PRFNUZ
Аннотация
Анализ состояния конкуренции на товарном рынке формально регламентируется приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», но в действительности механического следования нормам данного документа недостаточно, поскольку все этапы анализа - явно или неявно - опираются на определенную интерпретацию взаимоотношений и поведения ответчика, заявителя и иных затронутых лиц. Яркой иллюстрацией является ситуация с предоставлением услуг проводного интернета для арендаторов в торгово-развлекательных центрах. Актуальность изучения данного вопроса обеспечивается наличием антимонопольных дел, в которых рассматриваются различные аспекты соответствия условий оказания подобных услуг требованиям антимонопольного законодательства. Цель исследования - на примере рынков аренды помещений в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ) и интернет-связи раскрыть, как интерпретация поведения компании обусловливает подходы к определению границ релевантных рынков. Для достижения поставленной цели представлены варианты интерпретации взаимоотношений и поведения интернет-провайдеров (операторов связи), собственников ТРЦ и арендаторов; раскрыты основания для предложенных интерпретаций; объяснены последствия применения альтернативных интерпретаций для выделения релевантных товарных рынков и их дальнейшего анализа в соответствии с требованиями законодательства; выделены ключевые вопросы для исследования, которые могут позволить соотнести альтернативные интерпретации между собой и выбрать ту, которая в наибольшей степени соответствует сути исследуемых экономических отношений. В результате показано, что в анализе нельзя игнорировать связь провайдеров связи, арендаторов как приобретателей услуг и собственников торговых центров. Возможны альтернативные интерпретации этой связи с точки зрения экономической сути данных отношений и релевантных теоретических концепций, но в любом случае ее экономическая природа должна быть изучена, в том числе для целей корректного применения норм законодательства для проведения оценки состояния конкуренции на затронутых товарных рынках.
Об авторах
Андрей Евгеньевич ШаститкоНаталья Сергеевна Павлова
Список литературы
1. Маркова О. А. Определение границ рынков с платформами: как учитывать сетевые экстерналии и эффекты переноса? // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 3 (16). С. 7-30. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_3_7_30.
2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996. - 703 с.
3. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: Теис, 2010. - 827 с.
4. Шаститко А. Е. Экономические эффекты ошибок в правоприменении и правоустановлении. - М.: Дело, 2013. - 148 с.
5. Шаститко А. Е., Маркова О. А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 37-55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.
6. Шаститко А. Е., Маркова О. А., Моросанова А. А., Казарян С. Н., Магоня Д. В. Подходы к оценке состояния конкуренции на рынках сервисов с функциями видеохостинга в свете требований российского антимонопольного законодательства: коллективная монография. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2021. - 104 с.
7. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Переговорная сила и рыночная власть: варианты соотношения и выводы для политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 2 (34). С. 39-57. DOI: 10.31737/2221-2264-2017-34-2-2.
8. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Услуги в комплексе: определение продуктовых границ рынка в мобильной связи // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 4. С. 120-141. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-4-120-141.
9. Belleflamme P., Peitz M. Platform competition: Who benefits from multihoming? // International Journal of Industrial Organization. 2019. Vol. 64. P. 1-26. DOI: 10.1016/j.ijindorg.2018.03.014.
10. Gual J. Market Definition in the Telecoms Industry // IESE Working Paper No. 517. 2003. P. 1-30. DOI: 10.2139/ ssrn.462280.
11. Joskow P. L. Transaction Cost Economics, Antitrust Rules and Remedies // Journal of Law, Economics and Organization. 2002. Vol. 18. No 1. P. 95-116. DOI: 10.1093/jleo/18.1.95.
12. Kaplow L. Why (ever) define markets? // Harvard Law Review. 2010. Vol. 124. No. 2. P. 437-517.
13. Segal I. R., Whinston M. D. Exclusive Contracts and Protection of Investments // The RAND Journal of Economics. 2000. Vol. 31. No. 4. P. 603-633. DOI: 10.2307/2696351.
Рецензия
Для цитирования:
Шаститко А., Павлова Н. Влияние интерпретации поведения компаний на подходы к анализу границ товарного рынка. Современная конкуренция. 2022;16(6):43-55. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-43-55. EDN: PRFNUZ
For citation:
Shastitko A., Pavlova N. The Effect of the Interpretation of Company Behavior on the Analysis of Market Boundaries. Journal of Modern Competition. 2022;16(6):43-55. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-43-55. EDN: PRFNUZ