Лоббизм в США как инструмент конкурентной борьбы
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-5-116-129
EDN: TFQTLA
Аннотация
Экономическая сфера жизни общества в США представляет собой высококонкурентную среду, в рамках которой происходит столкновение различных групп интересов, стремящихся оказать воздействие на принятие политических решений с целью обеспечения для себя наиболее благоприятных условий ведения бизнеса. Целью исследования является рассмотрение лоббирования как инструмента конкурентной борьбы различных сфер бизнеса в США. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать особенности экономической сферы жизни общества США как конкурентной среды; рассмотреть правовые основы регулирования лоббистской деятельности в США; определить методы лоббирования; проанализировать общую структуру расходов на лоббирование в США и определить в ней долю расходов бизнеса, его отдельных секторов; определить место двух ведущих политических партий США - Демократической и Республиканской - в процессе лоббирования интересов различных секторов бизнеса и причины, обусловливающие такое различие. Исследование охватывает период избирательного цикла 2020 г. в США. Проблема лоббирования интересов секторов бизнеса рассматривается на примере конкурентной борьбы между Дональдом Трампом и Джо Байденом на выборах Президента США 2020 г. Работа основана на диалектическом методе исследования. По результатам исследования автор приходит к выводу, что США в структуре лоббистской деятельности лоббирование интересов бизнеса многократно преобладает над лоббированием интересов некоммерческого сектора. Лоббистская деятельность является формой ведения конкурентной борьбы, одним из способов осуществления конкурентных действий, инструментом конкурентной борьбы различных сфер бизнеса за установление наиболее благоприятных условий для своего сектора. По итогам президентских выборов 2020 г. победу одержал сектор связи и электроники в лице его ключевого лоббиста кандидата от Демократической партии Джо Байдена. В ходе избирательной кампании и Трамп, и Байден использовали маркетинговый подход, «продавали» свой «политический продукт», выражавший интересы определенных секторов бизнеса, определенным группам избирателей, потребительские предпочтения которых позволяли бы «реализовать» им данный «продукт». Межотраслевая конкуренция различных секторов бизнеса гармонично встраивалась в политическую конкуренцию двух ведущих политических партий США.
Список литературы
1. Рубин Ю. Б. Что такое конкуренция? (введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). С. 101-126.
2. Рубин Ю. Б. Конкуренция в предпринимательстве: учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Университет "Синергия", 2018. - 912 с.
3. Субочев В. В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования // Право и управление. XXI век. 2014. № 2 (31). С. 28-36.
4. Толстых П. А. GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования. - М.: Перо, 2019. - 1246 с.
5. Буренко В. И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и Российская практика) // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 5-10.
6. Павроз А. В. Институт лоббизма: история и современность // Информация-коммуникация-общество. 2010. Т. 1. С. 133-136.
7. Руденкин В. Н. Лоббизм, группы интересов и коррупция в США // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2008. № 4 (5). С. 76-92.
8. Белоусов А. Б. Проблема вращающихся дверей в США: между лоббизмом и институциональной коррупцией // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. 2019. № 1. С. 564-576. DOI: 10.17506/articles. anticorruption.2018.564576.
9. Таиров Р. Экономика США показала крупнейшее падение со времен Второй мировой войны // Forbes. 2021. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/419763-ekonomika-ssha-pokazala-krupneyshee-padenie- so-vremen-vtoroy (дата обращения: 19.10.2022).
10. Lardner R., Slodysko B. Coronavirus pandemic breeds Washington lobbying boom // AP NEWS. 2020. URL: https://apnews.com/article/fac2794db22630c0da51a20f8d588ca9 (дата обращения: 19.10.2022).
11. Kurani N., Ortaliza J., Wager Twitter E., Fox L., Amin K. How has U.S. spending on healthcare changed over time? // Health System Tracker. 2022. URL: https://www.healthsystemtracker.org/chart-collection/u-s-spending- healthcare-changed-time/#item-start (дата обращения: 19.10.2022)
12. Mikulic M. Health expenditures in the U.S. - statistics & facts // Statista. 2022. URL: https://www.statista.com/ topics/6701/health-expenditures-in-the-us/(дата обращения: 19.10.2022)
13. Платонова Е. Д., Платонов А. Ю., Ягодкина И. А., Емельянов А. А., Богомолова Ю. И., Латун В. В. Современные теоретико-методологические ориентиры в экономическом исследовании: традиции и новации // Интернет-журнал "НАУКОВЕДЕНИЕ". 2012. № 4 (13). С. 1-18.
14. Без Трампа: Сланцевую добычу добьют сами американцы // EurAsia Daily. 2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/06/29/bez-trampa-slancevuyu-dobychu-dobyut-sami-amerikancy (дата обращения: 19.10.2022).
15. Пирожков А. Имитация разворота: как Байден повлияет на экономику США // Деловой Петербург. 2020. URL: https://www.dp.ru/a/2021/01/29/Imitacija_razvorota (дата обращения: 19.10.2022).
16. Szymkowski S. EV tax credits: Manchin a no on Build Back Better bill, putting $12,500 incentive in doubt // Cnet. 2021. URL: https://www.cnet.com/roadshow/news/ev-tax-credit-manchin-build-back-better/(дата обращения: 19.10.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Долгих Ф. Лоббизм в США как инструмент конкурентной борьбы. Современная конкуренция. 2022;16(5):116-129. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-5-116-129. EDN: TFQTLA
For citation:
Dolgikh F. Lobbying in the USA as a Competitive Tool. Journal of Modern Competition. 2022;16(5):116-129. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-5-116-129. EDN: TFQTLA