Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Цифровые бизнес-экосистемы как драйвер роста стартапов

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-85-94

EDN: ODCRKS

Аннотация

Появившись сравнительно недавно, цифровые экосистемы стали незаменимым стратегическим инструментом развития крупного бизнеса путем привлечения новых и удержания старых потребителей цифровых услуг. В данной статье автором рассматриваются цифровые экосистемы бизнеса как возможность стремительного экономического роста стартапов. Актуальность работы состоит в недостаточной изученности в научной литературе участия стартапов в деятельности цифровых экосистем крупного бизнеса, а также в их активном влиянии на бизнес-среду как креаторов инноваций. Целью работы является разработка теоретических и практических знаний как для стартапов, так и для их контрагентов - владельцев цифровых бизнес-экосистем. Главной задачей предстает разработка управленческих решений для стартапов в вопросах вступления в экосистему крупного партнера. Бизнес-экосистемы в данной работе выступают новым направлением реализации стратегии слияний и поглощений для владельцев рассматриваемого цифрового инструмента бизнеса. Базу данных исследования составили характеристики и особенности деятельности крупных российских и зарубежных бизнес-экосистем в вопросах задействования стратегии слияния и поглощения путем качественного анализа их профилей и пресс-релизов. Как результат, автором выявлены преимущества и недостатки цифровых бизнес-экосистем для стартапов, использующих данную модель бизнеса, выделены особенности экономического развития стартапов, их характеристики, необходимые для вступления в экосистему крупного бизнеса, а также проведен SWOT-анализ интеграции стартапа в цифровую экосистему, коррелирующий все полученные результаты в матрицу - инструмент для принятия стратегического управленческого решения, - которая в зависимости от ориентации развития стартапа указывает на такие решения, как интеграция (полное слияние), интеграция с правами на объекты интеллектуальной собственности, интеграция с правом голоса владельца стартап- проекта и корпоративный венчурный капитал. Практические результаты данной работы могут быть использованы исследователями цифровых экосистем бизнеса, а также как владельцами стартапов, планирующими вступление в экосистемы крупного бизнеса, так и владельцами таких экосистем.

Об авторе

Максим Денисович Рубан
Санкт-Петербургский государственный экономический университет


Список литературы

1. Барсуков А. П. Трансформация цепочек создания ценности на основе внедрения цифровых технологий // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2019. № 2 (66). С. 92-105.

2. Бездудная А. Г., Трейман М. Г. Бизнес-экосистемы компаний: конкуренция или сотрудничество, развитие цифровых подходов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). С. 129-134.

3. Волков К. Бизнес-экосистема: структура, преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Hussle. 2020. URL: https://hussle.ru/biznes-ekosistema-struktura-preimushhestva-i-nedostatki/(дата обращения: 07.07.2022).

4. Григорьева М. Каждой компании нужна экосистема [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. Приложение "Информационные технологии". 2015. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2697933 (дата обращения: 29.07.2022).

5. Жаринов И. О. Управление цифровыми цепочками создания ценности в жизненном цикле продукции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 5 (131). С. 87-92.

6. Какие преимущества бизнесу дают экосистемы [Электронный ресурс] // MARKETMEDIA. 2020. URL: https://marketmedia.ru/media-content/kakie-preimushchestva-biznesu-dayut-ekosistemy/(дата обращения: 07.07.2022).

7. Корк Б. Как "Кухня на районе" завоевала холодную Москву и горячее сердце Сбера [Электронный ресурс] // Эксперт. 2020. URL: https://expert.ru/expert/2020/42/kak-kuhnya-na-rajone-zavoevala-holodnuyu-moskvu-i-goryachee-serdtse-sbera/(дата обращения: 07.07.2022).

8. Морошкина А. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны [Электронный ресурс] // РБК. 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 (дата обращения: 06.07.2022).

9. Разомасова Е. А., Аверьянова Т. А. Конкуренция на рынке потребительских услуг в условиях цифровизации // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 3 (87). С. 18-29. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-3-18-29.

10. Розанова Н. М. Цифровая экосистема как новая конфигурация бизнеса в XXI веке // Общество и экономика. 2019. № 2. С. 14-29. DOI: 10.31857/S020736760004132-4.

11. Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Цифровая бизнес-модель: управление технологиями и контроль прибыли // Инновации в менеджменте. 2020. № 3 (25). С. 68-79.

12. Тинькофф объявляет об отборе стартапов для интеграции в экосистему [Электронный ресурс] // Тинькофф. 2021. URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/23062021-tinkoff-announces-selection-of-startups-for-integration-into-ecosystem/(дата обращения: 07.07.2022).

13. Тургунов М. Бизнес экосистема бренда [Электронный ресурс] // Восточный продавец. 2021. URL: https://turgunov.ru/business-ecosystem-brand/(дата обращения: 07.07.2022).

14. Чэнь Л., Тун Т. У., Го Я. Три правила Xiaomi: когда и как инвестировать в экосистему [Электронный ресурс] // Большие идеи. 2021. URL: https://big-i.ru/innovatsii/trendy/887183 (дата обращения: 06.07.2022).

15. Babiolakis M. Forget Products. Build Ecosystems. How products are transforming to open interconnectable interfaces // Medium. 2016. URL: https://medium.com/@manolisbabiolakis/forget-products-build-ecosystems-792dea2cc4f2 (дата обращения: 29.07.2022).

16. Chung V., Dietz M., Rab I., Townsed Z. Ecosystem 2.0: Climbing to the next level // McKinsey Digital. 2020. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbing-to-the-next-level (дата обращения: 06.07.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Рубан М. Цифровые бизнес-экосистемы как драйвер роста стартапов. Современная конкуренция. 2022;16(4):85-94. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-85-94. EDN: ODCRKS

For citation:


Ruban M. Digital Business Ecosystems as a Growth Driver for Startups. Journal of Modern Competition. 2022;16(4):85-94. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-85-94. EDN: ODCRKS

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)