Повышение эффективности экономики университетского образования
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-67-80
EDN: ONOCGT
Аннотация
В статье анализируется возможность использования модели «Соглашение о долевом отчислении от доходов» (далее - СДОД) как источника дополнительного финансирования высших учебных заведений. Приведены примеры применения аналогичных подходов в зарубежной практике. В разработанной модели, помимо основных участников (вуза, инвестора и студента), впервые вводится дополнительный субъект отраслевого рынка - кадровое агентство. Дано обоснование и оценка значимости участия кадрового агентства в достижении максимальной конкурентоспособности в образовательной деятельности университетов. В работе выявлены основные направления исследований опыта внедрения СДОД в образовательные отношения. Подчеркнуто, что приоритетные направления исследования отношений СДОД в образовании посвящены оппортунизму сторон при асимметрии информации: основные опасения касаются возникновения эффектов отрицательного отбора и морального риска в отношениях СДОД. В работе раскрыты основные правовые и этические проблемы внедрения СДОД в образовательные отношения. Авторы отмечают, что именно превращение СДОД в фондовый актив требует дополнительного этического осмысления и правового урегулирования. Проблематику исследования представляет этика уступки прав по СДОД в пользу третьих лиц (инвесторов). Когда образовательная организация продает СДОД студента инвестору, она получает доход и передает третьему лицу финансовое обязательство студента до того, как он устроился на высокооплачиваемую работу. Если образовательная организация действительно придерживается интересов обучающегося и гарантирует качество образовательной программы, она не должна выходить из таких финансовых обязательств. Если образовательная организация продает СДОД своих обучающихся, для фондового рынка это значит, что она не верит в их будущие доходы.
Об авторах
Ирина Алексеевна БарановаСергей Индрисович Богатырев
Вадим Георгиевич Лобов
Александр Валентинович Путилов
Список литературы
1. Рубин Ю. Б. Формирование эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования в мировой и российской практике // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 7-10.
2. Рубин Ю. Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 2) // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 33-46.
3. Лукашенко М. А. Рынок образовательных услуг: запрос потребителя и ответ современного университета // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 100-106.
4. Лукашенко М. А. Между школой и бизнесом: что может взять на вооружение высшее образование? // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 33-41.
5. Коваленко А. И. Образовательный франчайзинг (еще раз о статусе филиала) // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 3-8.
6. Рубин Ю. Б. E-learning как предпосылка становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 50-62.
7. Лукашенко М. А. Селф-менеджмент студента как основа результативности E-learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70.
8. Коваленко А. И. Ценностный подход к онлайн-обучению предпринимательству по программам колледжа и бакалавриата в России // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 108-115. DOI: 10.37791/2687- 0657-2021-15-1-108-115.
9. Баранова И. А., Путилов А. В. Инвестиции в человеческий капитал - революция в финансировании образования // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 4 (58). С. 90-95.
10. Palacios M., DeSorrento T., Kelly A. P. Investing in value, sharing risk: Financing higher education through income share agreements. - American Enterprise Institute, 2014. - 18 p.
11. Holliday S. M., Gide E. Funding Higher Education in Australia: A Comprehensive Analysis of Income Share Agreement as an Alternative to Income Contingent Loans // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2016. Vol. 15. No. 1. P. 1-13.
12. Rosenman E., Cohen D., Baker T., Arapko K. Promises and Profit in "Debt-Free" Higher Education: The Geographies of Income Share Agreements in the United States // Annals of the American Association of Geographers. 2022. Р. 1-19. DOI: 10.1080/24694452.2022.2054769.
13. Delisle J. D. Student and parent perspectives on higher education financing: Findings from a nationally representative survey on income-share agreements. - American Enterprise Institute, 2017. - 18 р.
14. Mumford K. J. Student selection into an income share agreement. - Purdue University, Krannet School of Management, 2018. - 20 р.
15. Коваленко А. И. Многосторонняя платформа как сеть создания стоимости // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 39-42.
Рецензия
Для цитирования:
Баранова И., Богатырев С., Лобов В., Путилов А. Повышение эффективности экономики университетского образования. Современная конкуренция. 2022;16(3):67-80. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-67-80. EDN: ONOCGT
For citation:
Baranova I., Bogatyrev S., Lobov V., Putilov A. Performance Improvement of Economics University Education. Journal of Modern Competition. 2022;16(3):67-80. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-67-80. EDN: ONOCGT