Специфика обучения предпринимательству по программам среднего профессионального образования
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-126-133
EDN: HIKOEN
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса обучения по программе «Предпринимательство» в российских колледжах, поднимаются вопросы специфики обучения данной профессии, необходимости овладения уникальными профессиональными компетенциями. В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования и пути его развития в области предпринимательства, описываются проблемы обучения предпринимательству в колледжах России, обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций развития среднего профессионального образования на примере Университета«Синергия» по программам обучения предпринимательству. В статье учитывается опыт работы федеральной инновационной площадки, действующей на базе Университета «Синергия», который реализует проект под названием «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в высших учебных заведениях Российской Федерации». Обучение предпринимательству в колледже сопряжено с рядом особенностей: предпринимательство является профессиональной деятельностью с присущими ей трудовыми функциями; для занятия предпринимательством необходимо пройти регистрацию на добровольных началах; профессиональные интересы зачастую включают в себя личные, семейные, потребительские и прочие интересы; осуществление предпринимательской деятельности связано с риском и неопределенностью; в процессе обучения предпринимательству зачастую приходится руководствоваться рациональными мотивами и логикой; обучающиеся предпринимательству должны обладать профессиональной пригодностью к занятию своим делом. Данные особенности должны быть учтены в формах обучения предпринимательству в колледже, поэтому классические формы обучения не в полной мере соответствуют процессу обучения предпринимательству. В статье анализируются существующие формы обучения и предлагаются пути совершенствования обучения предпринимательству, а именно: включение большего количества практических дисциплин в учебные планы, привлекая для обучения преподавателей-практиков в области предпринимательства; повышение мотивации профессорско-преподавательского состава, в том числе путем увеличения заработной платы и введения нематериальных стимулов; проведение практических занятий и практик по предпринимательству в бизнес-инкубаторах и бизнес-центрах. Все это должно повысить качество обучения предпринимательству в колледже.
Об авторах
Анна Юрьевна ПогореловаОльга Николаевна Потапова
Татьяна Алексеевна Пузыня
Список литературы
1. Рофе А. И. Эффект трансформации при изменении формы организации труда // Труд и социальные отношения. 2011. № 4. С. 4-10.
2. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Внутренняя контекстная зависимость учебных курсов по предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 88-100. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-88-100.
3. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 97-107. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107.
4. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 130-143. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.
5. Рубин Ю. Б., Погорелова А. Ю., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение семейному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 113-127. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-113-127.
6. Рубин Ю. Б., Потапова О. Н., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Пузыня Т. А. Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 101-122. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122.
7. Рубин Ю. Б., Пузыня Т. А., Можжухин Д. П., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н. Предпринимательство как специфический вид трудовой деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2021. Т. 15. № 4 (84). С. 173-191. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-4-173-191.
8. Черняков М. К., Чернякова М. М. Социальные риски цифровой экономики // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 1-2. С. 265-282. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.2-265-282.
9. Audretsch D. B., Keilbach M. Does entrepreneurship capital matter? // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2004. Vol. 28. No. 5. P. 419-429. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2004.00055.x.
10. Arenius P., Minniti M. Perceptual variables and nascent entrepreneurship // Small Business Economics. 2005. No. 24. P. 233-247. DOI: 10.1007/s11187-005-1984-x.
11. Barnes R., de Villiers Scheepers M. J. Tackling uncertainty for journalism graduates: A model for teaching experiential entrepreneurship // Journalism Practice. 2017. Vol. 12. No. 1. P. 1-21. DOI:10.1080/17512786.2016.12 66277.
12. Covin J., Miles M. Corporate entrepreneurship and the pursuit of competitive advantage // Entrepreneurship Theory and Practice. 1999. Vol. 23. No. 3. P. 47-63. DOI: 10.1177/104225879902300304.
13. Gordon Jan H.Competitor targeting. - Wiley, 2002. - 381 р.
14. Krueger N. F. What lies beneath? The experiential essence of entrepreneurial thinking // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2007. Vol. 31. No. 1. P. 123-138. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2007.00166.x.
15. Lans T., Bergevoet R., Mulder M., Van Woerkum C. Identification and measurement of competencies of entrepreneurs in agribusiness // Selected Papers from the 8th Ph. D. Conference on Business Economics, Management and Organization Science, PREBEM/NOBEM. - Enschede, 2005. URL: https://www.researchgate.net/publication/40116782_Identification_and_measurement_of_competences_of_entrepreneurs_in_agribusiness (дата обращения: 31.01.22).
Рецензия
Для цитирования:
Погорелова А., Потапова О., Пузыня Т. Специфика обучения предпринимательству по программам среднего профессионального образования. Современная конкуренция. 2022;16(1):126-133. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-126-133. EDN: HIKOEN
For citation:
Pogorelova A., Potapova O., Puzynya T. Particular Nature of Teaching Entrepreneurship in Secondary Vocational Education Programs. Journal of Modern Competition. 2022;16(1):126-133. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-126-133. EDN: HIKOEN