Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-118-126
EDN: OOEELT
Аннотация
Стратегическим ориентиром любой современной образовательной организации является достижение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность вуза находится в прямой зависимости от качества предоставляемых им образовательных услуг. Оценка качества образования, в свою очередь, выходит на такие понятия, как рейтинг вуза и его аккредитация. Обсуждение данной сферы высшего образования активно ведется в академическом сообществе, однако ее исследование, особенно в реалиях цифровой экономики, представляется недостаточным, что обусловливает актуальность данной публикации. Целью исследования является выявление актуальных особенностей достижения отечественным вузом высокой конкурентоспособности в условиях цифровой трансформации. Для этого необходим анализ имеющегося опыта отечественной высшей школы в части отклика на вызовы цифровой трансформации и выработка рекомендаций по достижению высокого качества образования в современных условиях. Методология исследования базируется на теоретических основах профессионального образования и конкурентоспособности российских вузов. Анализируется отечественный и мировой опыт оценки качества образования, при этом доказывается, что при оценке конкурентоспособности вуза главным критерием является качество результатов обучения. Автор исследует как качество современного высшего образования, так и гарантии данного качества. Используются методы сравнительного анализа, наблюдения и обобщения. Исследование доказывает, что современная отечественная высшая школа не всегда адекватно реагирует на вызовы и возможности цифровой трансформации. Обозначен ряд системных проблем, тормозящих достижение высокого качества современного высшего образования, в частности недостаточная эффективность сегодняшнего диалога «вуз - работодатели». Подтверждается необходимость сочетания внедрения инновационных технологий образовательного процесса с сохранением преимуществ традиционного обучения. Предло
Ключевые слова
Список литературы
1. Васильев А. И. Конкурентоспособность вуза в свете теории конкуренции и норм российского законодательства // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 6 (66). С. 122-134.
2. Воробьева Е. С., Краковецкая И. В. Рейтинговая оценка конкурентоспособности зарубежных и отечественных высших учебных заведений // Научная периодика: проблемы и решения. 2016. Т. 6. № 1. С. 27-40. DOI: 10.18334/nppir.6.1.35041.
3. Коржавина Н. П., Леонгардт В. А., Чикова О. А. Конкурентоспособность вузов на рынке образовательных услуг и рынке труда: взаимосвязь компонентов и показателей // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 144-147. DOI: 10.26170/po16-08-2.
4. Голик А. С. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России 2007. № 7. С. 131-134.
5. Малин А. С. Межвузовская и внутривузовская конкуренция образовательных программ высшего профессионального образования // Современная конкуренция. 2007. № 6. С. 49-55.
6. Оганесян А. О., Гимбатов Ш. М. Конкурентоспособность вуза: подходы к анализу // Региональные аспекты социальной политики. 2017. № 19 (19). С. 20-27.
7. Юдина А. С., Павлова И. А. Международные рейтинги и конкурентоспособность университетов // Вестник науки Сибири. 2017. № 1 (24). С. 1-24.
8. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 17-30. DOI: 10.15826/ umpa.2017.05.058.
9. Дрондин А. Л. Независимая оценка качества высшего образования как научная проблема и практическая задача // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 17-23. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.03.P.17.
10. Freeman R. E. Strategic management: A stakeholder approach. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 292 p.
11. Казьмина И. Университеты для будущей элиты: 100 лучших российских вузов по версии Forbes - 2020 [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://forbes.ru/obshchestvo/403369-universitety-dlya-budushchey-elity- 100-luchshih-rossiyskih-vuzov-po-versii-forbes (дата обращения: 05.01.2021).
12. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2019. URL: https://ria.ru/20190902/1558146808.html (дата обращения: 05.01.2021).
13. Frey C. B., Osborne M. A. The Future of Employment: How susceptible are jobs to computerization? // Oxford Martin School, University of Oxford. 2013. URL: https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The_ Future_of_Employment.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
14. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив; Сколково. - М., 2014. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
15. Пономаренко Е. Е., Прохорова Е. А., Розанов Д. А., Никитина А. В. Смена модели экономики высшего образования: особенности перехода в условиях цифровизации // Экономика устойчивого развития. 2020. № 1 (41). С. 146-149.
16. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 16-26. DOI: 10.26170/po20-04-02.
17. Алавердов А. Р. К вопросу о естественных границах процесса цифровизации высшего образования // Материалы XV международного конгресса "Роль бизнеса в трансформации общества - 2020". - М.: Университет "Синергия": Издательский дом, 2020. Ч. 1. C. 384-387.
18. Дрондин А. Л. Независимая оценка качества российского высшего образования: зачем она нужна и что можно улучшить // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 41-49. DOI: 10.31992/0869-3617-2020- 29-2-41-49.
19. Мотова Г. Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 13-25.
20. Матвеева О. А. Развитие добровольной аккредитации образовательных программ в России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 19-28. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-19-28.
Рецензия
Для цитирования:
Дрондин А. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза. Современная конкуренция. 2021;15(4):118-126. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-118-126. EDN: OOEELT
For citation:
Drondin A. Quality of Education as a Factor of University Competitiveness. Journal of Modern Competition. 2021;15(4):118-126. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-118-126. EDN: OOEELT