Методология развития конкурентных кластеров в сфере образования
EDN: URTDJA
Аннотация
Автором рассмотрен механизм реализации в образовательной деятельности инновационной концептуальной кластерной модели создания исследовательско-предпринимательского университета. Приведены результаты анализа применимости концептуальных идей, обеспечивающих становление и конкурентоспособное развитие частного вуза, реализующего эту модель. В теоретическом исследовании рынка образовательных услуг выделены несколько подуровней организации знания: частные теоретические модели и законы, выступающие в качестве теорий ограниченной области; развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий. На этой методологической основе предложено построение и развитие конкурентных кластеров в сфере образования. В процессе исследования моделей находит применение адаптированная автором к сфере образования теория конкурентных кластеров Ф. Котлера. Авторские исследования доказали, что в процессе конкуренции исследовательско-образовательный кластер (ИОК) является наиболее значимым и успешным, поскольку он сочетает образовательную мотивацию с добросовестной научно-исследовательской практикой. Предложено концептуальное видение процесса становления и развития регионального межвузовского образования в виде исследовательско-образовательного кластера; введено понятие «парадигма исследовательско-образовательного кластера», представляющая собой конкурентный региональный кластер образовательных учреждений, в состав которого могут войти как отечественные, так и зарубежные вузы; обоснована инновационная кластерная структура рыночной конкуренции в виде ИОК в сфере образования, которая основана на открытом и долгосрочном взаимодействии вуза с другими субъектами макро- и микросреды образовательного и других отраслевых рынков.
Список литературы
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер, Б. C. Социологический словарь. 2008.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: учебное пособие. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. С. 30.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М., Ростов н/Д., 2005. С. 233.
4. Лопатухина Т. А., Харченко В. Н. Концептуальные идеи выбора парадигмы образования в негосударственном экономическом вузе // Вестник Донского государственного технического университета. Ростов н/Д.: ДГТУ, 2012. № 4. С. 116-120.
5. Портер М. Конкуренция. СПб., 2001. С. 230.
6. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
7. Рубин Ю. Б. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде // Современная конкуренция. 2014. № 2 (44). С. 121-143.
8. Рубин Ю. Б. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. № 1 (61). С. 30-41.
9. Толочек В. Современная психология труда: глоссарий. 2005. URL: vocabulary.ru.
Рецензия
Для цитирования:
Харченко В. Методология развития конкурентных кластеров в сфере образования. Современная конкуренция. 2018;12(2-3):126-131. EDN: URTDJA
For citation:
Kharchenko V. The methodology of development of competitive clusters in the field of education. Journal of Modern Competition. 2018;12(2-3):126-131. EDN: URTDJA