Квазиконкуренция на рынке воздушных перевозок
EDN: YIZUCF
Аннотация
В научной литературе в качестве примера существования квазиконкуренции, как правило, приводят рынок воздушных перевозок. Считается, что авиакомпании могут практически с нулевыми издержками осваивать новые маршруты, используя существующий парк воздушных судов. Но отвечает ли данная отрасль критериям квазиконкуренции? В статье анализируются основные условия квазиконкуренции применительно к рынку воздушных перевозок США, в том числе роль реальной и потенциальной конкуренции, особенности барьеров входа и невозвратных издержек.
Об авторе
Д.А. СеливерстовСписок литературы
1. Лукьянов С. А., Тиссен Е. В. Рынок авиационных пассажирских перевозок России: квазиконкуренция или…? // Вопросы экономики. 2007. Т. 11. С. 120-138.
2. Banker R. D., Johnston H. H. An Empirical Study of Cost Drivers in the U. S. Airline Industry // The Accounting Review. 1993. Vol. 68 (3).Р. 576-601.
3. Baumol W. J. Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industry Structure // The American Economic Review. 1982. Vol. 72. No. 1.
4. Baumol W. J., Panzar J. C., Willig R. D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1982.
5. Berry S. T., Carnall M., Spiller P. T. Airline hubs: costs, markups and the implications of customer heterogeneity. National Bureau of Economic Research, 1996. Working Paper No. 5561.
6. Bilotkach V., Hushelrath K. Airline Alliances, Antitrust Immunity and Market Foreclosure. Centre for European Economic Research. Discussion Paper No. 10-083, 2013.
7. Borenstein S. Hubs and High Fares: Dominance and Market Power in the U. S. Airline Industry // RAND Journal of Economics. 1989. Vol. 20. Р. 344-365.
8. Brueckner J., WhalenT. The Price Effects of International Airline Alliances // Journal of Law and Economics. 2000. Vol. 43. Р. 503-545.
9. Brueckner J., Spiller P. Economies of Traffic Density in the Deregulated Airline Industry // Journal of Law and Economics. 1994. Vol. 37. No. 2. Р. 379-415.
10. Brueckner J. K., Dyer N. J., Spiller P. T. Fare Determination in Airline Hub-and-Spoke Networks // The RAND Journal of Economics. 1992. Vol. 23. No. 3. Р. 309-333.
11. Cairns R., Galbraith J. Artificial compatibility, barriers to entry and frequent-flyer programs // Canadian Journal of Economics. 1990. Vol. 23. No. 4. Р. 807-816.
12. Call G. D., Keeler T. E. Airline Deregulation, Fares and Market Behavior: Some Empirical Evidence. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
13. Caves D. W., Christensen L. R., Tretheway M. W. Economies of Density versus Economies of Scale: Why Trunk and Local Service Airline Costs Differ // RAND Journal of Economics. 1984. Vol. 15. No. 4. Р. 471-489.
14. Ciliberto F., Williams J. W. Limited access to airport facilities and market power in the airline industry // Journal of Law and Economics. 2010. Vol. 53. No. 3. Р. 467-495.
15. Daraban B., Fournier G. M. Incumbent response to low-cost airline entry and exit. A spatial autoregressive panel data analysis // Research in Transportation Economics. 2008. Issue 24. Р. 15-24.
16. Dixit A., Gundlach G. T., Malhotra N. K., Allvine F. C. Aggressive and Predatory Pricing: Insights and Empirical Examination in the Airline Industry // Journal of Public Policy and Marketing. 2006. Vol. 25. No. 2. Р. 172-187.
17. Dresner M., Lin J. C., Windle R. The impact of Low Cost Carrier on Airport and Route Competition // Journal of Transport Economics and Policy. 1996. Vol. 30. No. 3. P. 309-338.
18. Encaoua D., Geroski P., Jacquemin A. Strategic competition and the persistence of dominant firms: a survey. MIT Press: Cambridge, Mass., 1986.
19. Evans W. N., Kessides I. N. Localized Market Power in the U. S. Airline Industry // The Review of Economics and Statistics. 1993. Vol. 75. No. 1. Р. 66-75.
20. Farrel J., Shapiro C. Dynamic competition with lock-in. UC Berkeley Working Paper, 1986.
21. Goetz C. F., Shapiro A. H. Strategic alliance as a response to the threat of entry: Evidence from airline codesharing // International Journal of Industrial Organization. 2012. Vol. 30. No. 6. Р. 735-747.
22. Goolsbee A., Syverson C. How Do Incumbents Respond to the Threat of Entry? Evidence from the Major Airlines // The Quarterly Journal of Economics. 2008. Vol. 123. No. 4. Р. 1611-1633.
23. Graham D. R., Kaplan D. P.,Sibley D. S. Efficiency and Competition in the Airline Industry // Bell Journal of Economics and Management Science. 1983. Vol. 14. Р. 118-138.
24. Hurdle G. L., Johnson R. L., Joscow A. S., Werden G. J., Williams M. A. Concentration, Potential Entry, and Performance in the Airline Industry // The Journal of Industrial Economics. 1989. Vol. 38. No. 2. Р. 119-139.
25. Joskow A. S., Werden G. J., Johnson R. L. Entry, exit, and performance in airline markets // International Journal of Industrial Organization. 1994. Vol. 12. No. 4. Р. 457-471.
26. Kwoka J., Shumilkina E. The Price Effect of Eliminating Potential Competition: Evidence from an Airline Merger // The Journal of Industrial Economics. 2010. Vol. 58. No. 4. Р. 767-793.
27. Lederman M. Do Enhancements to Loyalty Programs Affect Demand? The Impact of International Frequent Flyer Partnerships on Domestic Airline Demand, mimeo MIT, 2003.
28. Moore T. G. US Airline Deregulation: Its Effects on Passengers, Capital and Labor // The Journal of Law and Economics. 1986. Vol. 29. No. 1. Р. 1-28.
29. Morrison S. A., Winston C. Empirical Implications and Tests of the Contestability Hypothesis // The Journal of Law and Economics. 1987. Vol. 30. No. 1. Р. 53-66.
30. Singal V. Airline Mergers and Multimarket Contact // Managerial and Decision Economics. 1996. Vol. 17. No. 6. Р. 559-574.
31. Small K. A., Rosen H. S. Applied Welfare Economics with Discrete Choice Models. Econometrica 49. 1981. Р. 105-130.
32. Stavins J. Price discrimination in the airline market: The effect of market concentration // Review of Economics and Statistics. 2000. Vol. 82. Р. 200-202.
33. Wei W., Hansen M. Cost economics of aircraft size // Journal of Transport Economics and Policy. 2003. Vol. 37. No. 2. Р. 279-296.
Рецензия
Для цитирования:
Селиверстов Д. Квазиконкуренция на рынке воздушных перевозок. Современная конкуренция. 2016;10(6):36-48. EDN: YIZUCF
For citation:
Seliverstov D. The contestibility of airline market. Journal of Modern Competition. 2016;10(6):36-48. EDN: YIZUCF