Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области
EDN: WCEAJH
Аннотация
Стратегия ценообразования и инвестиционная стратегия компаний на двусторонних рынках в значительной мере зависят от наличия перекрестного сетевого эффекта между двумя сторонами платформы. Максимизирующая прибыль платформа, принимая решения об уровне и структуре цен на предоставляемые различным группам потребителей продукты, интернализует положительные экстерналии, расширяя масштабы трансакций. Настройка структуры цены, устанавливаемой платформой для различных сторон, может рассматриваться как механизм интернализации перекрестного сетевого эффекта. Концепция двусторонних рынков обращает внимание на проблему использования логики традиционных односторонних рынков для двусторонних рынков в целях применения антимонопольного законодательства. Показано, что проблемой также может стать слишком широкая трактовка двусторонних рынков и использование «двусторонней» логики на традиционных односторонних рынках. Объяснено, почему особенности двусторонних рынков накладывают определенные ограничения и требуют новых подходов в части экономического анализа для целей применения антимонопольного законодательства. Производится сопоставление различных подходов к определению платформ как объекта исследования, а также предпринимается попытка соотнести концепцию двусторонних рынков с такими традиционными концепциями, как теория внешних эффектов и ценовая дискриминация третьей степени.
Об авторах
А.Е. ШаститкоЕ.Н. Паршина
Список литературы
1. Шаститко А. Новая институциональная экономическая теория. Четвертое издание, перераб. и доп. М.: Теис, 2010. С. 828
2. Юсупова Г. Ф., Сухорукова К. А. Границы рынка и особенности конкуренции на рынках услуг Visa и MasterCard: уроки применения антимонопольного законодательства // Современная конкуренция. 2014. Т. 8. №. 6 (48)
3. Яблонский С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. №. 4. С. 57-78
4. Auer D., Petit N. Two-Sided Markets and the Challenge of Turning Economic Theory into Antitrust Policy // The Antitrust Bulletin. Р. 426-461
5. Caillaud B., Jullien B. Chicken and egg: competing matchmakers. 2001
6. Coase R. H. Problem of social cost, the // JL & econ. 1960.Т. 3. С. 1
7. Coase R. H. The nature of the firm // Economica. 1937.Vol. 4. No. 16. P. 386-405
8. Evans D. S. et al. Platform economics: Essays on multisided businesses //PLATFORM ECONOMICS: ESSAYS ON MULTI-SIDED BUSINESSES, David S. Evans, ed., Competition Policy International. 2011
9. Evans D. S. Some empirical aspects of multi-sided platform industries // Review of Network Economics. 2003. Vol. 2. No. 3
10. Evans D. S., Schmalensee R. Catalyst code: the strategies behind the world’s most dynamic companies. Harvard Business School Press, 2007
11. Evans D. S., Schmalensee R. The antitrust analysis of multi-sided platform businesses. National Bureau of Economic Research. 2013. No. w18783
12. Evans D. S., Schmalensee R. The industrial organization of markets with two-sided platforms. National Bureau of Economic Research, 2005. No. w11603
13. Hagiu A., Wright J. Multi-sided platforms //InternationalJournal of Industrial Organization. 2015
14. Luchetta G. Is the Google platform a two-sided market? // Mercato Concorrenza Regole. 2013. Vol. 15. No. 1. P. 83-118
15. Parker G. G., Alstyne van M. W. Internetwork externalities and free information goods // Proceedings of the 2nd ACM Conference on Electronic Commerce. ACM, 2000. P. 107-116
16. Parker G. G., Alstyne van M. W. Two-sided network effects: A theory of information product design // Management Science. 2005. Vol. 51. No. 10. P. 1494-1504
17. Posner R. A. Economic analysis of law. 1973
18. Rochet J. C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association.2003. P. 990-1029
19. Rochet J. C., Tirole J. Two-sided markets: a progress report // The RAND Journal of Economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 645-667
20. Rysman M. The economics of two-sided markets // The Journal of Economic Perspectives. 2009. P. 125-143
Рецензия
Для цитирования:
Шаститко А., Паршина Е. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области. Современная конкуренция. 2016;10(1):5-18. EDN: WCEAJH
For citation:
Shastitko A., Parshina E. Two-sided markets: the subject matter specification. Journal of Modern Competition. 2016;10(1):5-18. EDN: WCEAJH