Лоббирование протекционистских мер и координация лоббистских усилий
EDN: VILWJX
Аннотация
Субъекты, имеющие сходные цели лоббирования, заинтересованы в координации своих лоббистских усилий. Тем не менее нередко имеет место проблема безбилетника. В работе проблема безбилетника проиллюстрирована на примере лоббирования отечественными фирмами-олигополистами введения тарифа на иностранные фирмы, конкурирующими затем по Курно. Показано, что в зависимости от свойств функции спроса при добровольном участии в лоббировании финансировать лоббистскую деятельность будут либо только фирмы с минимальными предельными издержками, либо только фирмы с максимальными предельными издержками независимо от количества фирм в отрасли. В результате собранные на лоббирование средства оказываются меньше оптимального уровня, определяемого из максимизации суммарной прибыли фирм отрасли. В работе показано, что указанная проблема недофинансирования расходов на лоббистскую деятельность решается при изменении процедуры сбора средств, а именно при долевом финансировании. Однако в последнем случае нет гарантий, что при априорно заданных долях финансирования фирмы выберут одинаковый совокупный уровень расходов на лоббирование. Возникающая проблема согласованности относительно совокупных расходов на лоббирование решается с помощью механизма Гровса-Кларка.
Об авторах
С.И. АгабековЕ.А. Левина
Список литературы
1. Бусыгин В. П., Желободько Е. В., Цыплаков А. А. Микроэкономика - третий уровень. В 2 т. Новосибирск,2008
2. Baldwin R. E., Magee C. S. Is trade policy for sale? Congressional voting on recent trade bills. Public Choice.2000. Vol. 105. Р. 79-101
3. Bombardini M., Trebbi F. Competition and political organization: together or alone in lobbying for trade policy?National bureau of economic research. 2009. No. 14771
4. Bergstrom T., Bloom L., Varian H. On the private provision of public goods. Journal of Public Economics. 1986.Vol. 29. Р. 25-49
5. Brander J. A., Spencer B. J. Export subsidies and international market share rivalry. Journal of International Economics. 1985. Vol. 18. Р. 83-100
6. Brander J. A., Spencer B. J. Tariff protection and imperfect competition. Monopolistic competition and product differentiation and international trade, 1984, Henryk Kierzkowski ed., Oxford Economic Press, N. Y. Р. 194-206
7. Clarke E. H. Multipart pricing of public goods. Public Choice. 1971. Vol. 11. Р. 17-33
8. Dixit A. Comparative statics for oligopoly. International Economic Review. 1986. Vol. 27. No. 1. Р. 107-122
9. Gawande K., Bandyopadhyay U. Is protection for sale?Evidence on the Grossman - Helpman theory of endogenous protection. Review of Economics and Statistics. 2000.Vol. 82. Р. 139-152
10. Grossman G. M., Helpman E. Protection for sale. AmericanEconomic Review. 1994. Vol. 84 (4). Р. 833-850
11. Groves T. Incentives in teams. Econometrica. 1973.Vol. 41. Р. 617-631
12. Im H., Sung H. Empirical analyses of US congressional voting on recent FTA. The BE Journal of Economic Analysis &Policy. 2011. Vol. 11. No. 1. Р. 1-37
13. Ma G, Rui O. M., Wu Y. A springboard into politics: Do Chinese entrepreneurs benefit from joining the government-controlled business associations? China Economic Review.2015. Vol. 36. Р. 166-183
14. Maggi G., Goldberg P. K. Protection for sale: an empiricalinvestigation. American Economic Review. 1999. Vol. 89.Р. 1135-1155
15. Olson M. The logic of collective action; public goods andthe theory of groups. Harvard economic studies. 1965.Vol. 124. Harvard University Press, Cambridge, Mass
16. Van Long N., Soubeyran A. Cost heterogeneity, industryconcentration and strategic trade policies. Journal of International Economics. 1997. Vol. 43. P. 207-220
17. Van Long N., Soubeyran A. Lobbying for protection by heterogeneous firms. European Journal of Political Economy. 1996. Vol. 12. P. 19-32
Рецензия
Для цитирования:
Агабеков С., Левина Е. Лоббирование протекционистских мер и координация лоббистских усилий. Современная конкуренция. 2015;9(5):107-118. EDN: VILWJX
For citation:
Agabekov S., Levina E. Lobbying for protection by oligopolists and lobbying coordination. Journal of Modern Competition. 2015;9(5):107-118. EDN: VILWJX