Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу

EDN: RWLBIZ

Аннотация

Какие факторы играют решающую роль при выходе фирм на международный рынок? Поиск ответа на этот вопрос крайне важен, если рассматривать малый и средний бизнес, возможности которого значительно ограничены по сравнению с крупными компаниями. В данном исследовании используются уникальные данные, собранные среди российских компаний малого и среднего бизнеса. Опираясь на метод логистической регрессии, авторы доказали, что интенсивная конкуренция в отрасли и наличие у фирмы необходимых ресурсов способствуют развитию международных операций, в то время как следствием неоднородности институциональной среды оказывается снижение вероятности интернационализации. При анализе используется интегративный подход, объединяющий три составные части стратегического выбора фирмы: институциональные, внутриотраслевые и внутрифирменные факторы. Это позволяет выявить различия между фирмами, осуществляющими международные операции, и теми, кто полностью сконцентрирован на своем национальном рынке, а также понять относительный вклад каждого из стратегических факторов в формирование решения российской фирмы о выходе на международный рынок.

Об авторах

Г.В. Широкова
ВШМ СПбГУ


Т.В. Цуканова
ВШМ СПбГУ


Список литературы

1. Верховская О. Р., Дорохина М. В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Национальный отчет: Россия 2010. URL: http://www.gsom. spbu.ru/research/eship/projects/gem/.

2. ЕБРР. Диверсификация в России: Потенциал региональных различий. 2012. URL: http://www. ebrd.com/russian/pages/research/publications/ special/diversifying-russia.shtml.

3. Ковин Дж., Слевин Д. Стратегический менеджмент в малых фирмах в условиях враждебной и благоприятной внешней среды // Российский Журнал Менеджмента. 2012. Т. 10, № 3. С. 73-90.

4. Autio E., Sapienza H. J., Almeida J. G. Effects of age at entry, knowledge intensity, and imitability on international growth // Academy of Management Journal. 2000. № 43 (5). P. 909-924.

5. Barney J. B. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of Management. 1991.№ 17 (1). P. 99-120.

6. Buckley P. J., Clegg J., Cross A., Zheng P., Voss H., Liu X. The determinants of Chinese outward foreign direct investment // Journal of International Business Studies. 2007. № 38 (4). P. 499-518.

7. Covin J., Covin T. Competitive aggressiveness, environmental context and small firm performance // Entrepreneurship Theory and Practice. 1990. № 14. P. 35-50.

8. Doing Business. Measuring Business Regulations (2012). The World Bank. URL: http://www.doing-business.org/rankings.

9. Filatotchev I., Strange R., Piesse J., Lien Y. C. FDI by firms from newly industrialised economies in emerging markets: corporate governance, entry mode and location // Journal of International Business. 2007. № 38 (4). P. 556-572.

10. Hill C. A, Hansen G. Longitudinal study of the causes and consequences of changes in diversification in the U. S. pharmaceutical industry 1977-1986 // Strategic Management Journal. 1991. № 12. P. 187-199.

11. Hitt M. A., Hoskisson R. E., Kim H. International diversification. effects on innovation and firm performance in product-diversified firms // Academy of Management Journal. 1997. № 40 (4). P. 767-798.

12. Hitt M. A., Bierman L., Uhlenbruck K., Shimizu K.The importance of resources in the internationa ization of professional service firms: the good, the bad, and the ugly // Academy of Management Journal. 2006. № 49 (6). P. 1137-1157.

13. Jones M. V., Coviello N., Tang Y. K. International entrepreneurship research (1989-2009): a domain ontology and thematic analysis // Journal of Business Venturing. 2011. № 26 (6). P. 632-659.

14. Klevorick A. K., Levin R. C., Nelson R. R., Winter S. G. On the sources and significance of interindustry differences in technological opportunities // Research Policy. 1995. № 24 (2). P. 185-205.

15. Lu J. W., Beamish P. W. The internationalization and performance of SMEs // Strategic Management Journal. 2001. № 22. P. 565-586.

16. McDougall P. P., Oviatt B. M. International Entrepreneurship: the intersection of two two research paths // Academy of Management Journal. 2000.№ 43 (5). P. 902-906.

17. Miller D., Friesen P. Strategy making and environment: the third link // Strategic Management Journal. 1982. № 4. P. 221-235.

18. North D. C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge University Press, New York and Malbourne, 1990.

19. Ojala A., Isomaki H. Entrepreneurship and small businesses in Russia: a review of empirical research // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2011. № 18 (1). P. 7-119.

20. Oviatt B. M., McDougall P. P. Defining international entrepreneurship and modeling the speed of internationalization // Entrepreneurship Theory and Practice. 2005. № 29 (5). P. 537-553.

21. Peng M. W. Institutional transitions and strategic choices. Academy of Management Review. 2003.№ 28 (2). P. 275-296.

22. Polishchuk L. Small Business in Russia: Institutional Environment. IRIS Working Paper, 240. College Park: IRIS Center, University of Maryland, 2001.

23. Porter M. Competitive Strategy. Free Press, NewYork, 1980.

24. Smallbone D., Piasecki B., Venesaar U., Todorov K., Labrianidis L. Internationalisation and SME development in transition economies: an international comparison // Journal for Small Business and Enterprise Development. 1999. № 5 (4). P. 363-375.

25. Tan J. Phase transitions and emergence of entre-preneurship: the transformation of Chinese SOEsover time // Journal of Business Venturing. 2007.№ 22. P. 77-96.

26. Tovstiga G., Hamer P. D., Popova V. A., Efimov I. P., Moskalev S. V., Bortnik I. M. Preparing Russian small innovative enterprises for international competitiveness: a scoping study // Journal of International Entrepreneurship. 2004. № 2 (1-2). P. 89-108.

27. Wang C., Hong J., Kafouros M., Boateng A. What Drives the Internationalization of Chinese Firms? Testing the Explanatory Power of Three Theoretical Frameworks // International Business Review.2011. № 21 (3). P. 425-438.

28. Westhead P., Wright M., Ucbasaran D. The internationalization of new and small firms: a resourcebased view // Journal of Business Venturing. 2001.№ 16 (4). P. 333-358.

29. Yang X., Jiang Y., Kang R., Ke Y. A Comparative Analysis of Internationalization of Chinese and Japanese Firms // Asia Pacific Journal of Management.2009. № 26 (1). P. 141-162.

30. Yiu D. W., Lau C. M., Bruton G. D. International venturing by emerging economy firms: The effects of firm capabilities, home country networks, and corporate entrepreneurship // Journal of International Business Studies. 2007. № 38 (4). P. 519-540.

31. Zhuplev A., Shtykhno D. Motivations and obstacles for small business entrepreneurship in Russia:15 years in transition // Journal of East-West Business. 2009. № 15 (1). P. 25-49.


Рецензия

Для цитирования:


Широкова Г., Цуканова Т. Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу. Современная конкуренция. 2013;(3):50-63. EDN: RWLBIZ

For citation:


Shirokova G., Tsukanova T. FOREIGN MARKET ENTRY FOR RUSSIAN SMES: INTEGRATIVE APPROACH. Journal of Modern Competition. 2013;(3):50-63. EDN: RWLBIZ

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)