Управление конкурентоспособностью бизнеса на основе искусственного интеллекта и больших данных для его устойчивого развития
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-29-40
Аннотация
Статья посвящена определению перспективы совершенствования управления конкурентоспособностью бизнеса через расширение использования технологий искусственного интеллекта и больших данных для его устойчивого развития в России. Методология исследования базируется на применении метода регрессионного анализа, с помощью которого осуществляется моделирование влияния факторов использования цифровых технологий в бизнесе на конкурентоспособность экономики. Временной период исследования охватывает границы Десятилетия науки и технологий: используется статистика за 2022 г. и составляется прогноз на период до 2031 г. В результате на основе опыта топ-30 стран с наиболее активным использованием цифровых технологий в бизнесе в 2022 г. авторами составлена эконометрическая модель конкурентоспособности экономики. С опорой на эту модель раскрыта перспектива использования искусственного интеллекта и больших данных в управлении конкурентоспособностью бизнеса России для его устойчивого развития в Десятилетие науки и технологий. Главный авторский вывод по итогам проведенного исследования сводится к тому, что перспектива укрепления конкурентоспособности и устойчивого развития бизнеса в России в Десятилетие науки и технологий связана с ростом активности использования бизнес-структурами технологий искусственного интеллекта и больших данных. Авторами обоснована целесообразность активной технологической модернизации бизнеса для укрепления технологических конкурентных преимуществ, обладающих большой ценностью в современной рыночной среде. Авторами приведена научная аргументация того, что технологии искусственного интеллекта и больших данных более предпочтительны (вносят гораздо больший вклад в конкурентоспособность), чем технологии Интернета вещей и облачные сервисы. Практическая значимость полученных авторами результатов связана с тем, что составленные рекомендации по повышению активности использования искусственного интеллекта и больших данных в российском бизнесе позволят наиболее полно раскрыть потенциал роста его конкурентоспособности. Предложенные контрольные значения соответствующих показателей послужат для этого ориентирами в поддержку устойчивого развития бизнеса России.
Об авторах
И. А. МорозоваРоссия
Морозова Ирина Анатольевна, докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и предпринимательства
Волгоград
А. С. Сметанин
Россия
Сметанин Антон Сергеевич, аспирант, кафедра экономики и предпринимательств
Волгоград
А. И. Сметанина
Россия
Сметанина Анастасия Игоревна, канд. экон. наук, старший научный сотрудник
Волгоград
Список литературы
1. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник [Электронный ресурс] / Г.И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.]; Национальный исследовательский университетт «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 332 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2697-2. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/780810055.pdf (дата обращения: 16.01.2024).
2. Коржова О. В., Безрукова Т. Л. Инструментарий обеспечения конкурентоспособности бизнесструктур // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2023. Т. 11. №1 (60). С. 32-44. DOI: 10.34220/2308-8877-2023-11-1-32-44.
3. Корякина Е. А., Ольховская В. С. Влияние инновационной инфраструктуры на конкурентоспособность бизнеса // Финансовая экономика. 2023. №3. С. 125–128.
4. Косорукова И. В., Ксенофонтова О. Д. Особенности развития корпоративного управления в России в современных экономических условиях // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. №3. С. 87–100. DOI: 10.37791/2687-0657-2023-17-3-87-100.
5. Морозова И. А., Сметанина А. И., Сметанин А. С. ESG-менеджмент качества: роль цифровой трансформации бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2023. Т. 22. №4. С. 530–555. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2023.405.
6. Морозова И. А., Сметанина А. И., Сметанин А. С. Совершенствование управления устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10. №2. С. 643–656. DOI: 10.18334/lim.10.2.117240.
7. Полуянов В. П. Выбор предприятия-лидера по модели динамической оценки конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. №5. С. 73–82. DOI: 10.37791/2687-0657-2023-17-5-73-82.
8. Рочева О. А., Морозова И. Г., Тумашева М. В. Приоритетные направления применения технологий искусственного интеллекта как инструмента трансформации бизнес-процессов // Наука Красноярья. 2023. Т. 12. №3-2. С. 55–59.
9. Рубин Ю. Б. Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: поиск рационального выбора // Общество и экономика. 2005. №2. С. 65–83.
10. Соловьев К. А. Технологии искусственного интеллекта и больших данных, как драйвер трансформации компаний и бизнес процессов // Via Scientiarum – Дорога знаний. 2023. №3. С. 69–78.
11. Умнова М. Г. Трансформационная роль технологий искусственного интеллекта в бизнессистемах // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. №3. С. 1447–1460. DOI: 10.18334/vinec.13.3.118567.
12. Чеглакова С. Г., Карпунин А. Ю., Карпунина Е. В. Влияние цифровизации на конкурентоспособность бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2022. №6 (143). С. 1189–1193. DOI: 10.34925/EIP.2022.143.6.222.
13. Hia A. K., Waruwu N., Komariah A., Kurniady D. A., Suherlan H., Kosov M. E., Rykova I. N., Ordov K. V., Elyakova I., Romanenko E. Managing coal enterprise competitiveness in the context of global challenges // Emerging Science Journal. 2023. Vol. 7. No. 2. P. 589–608. DOI: 10.28991/ESJ-2023-07-02-021.
Рецензия
Для цитирования:
Морозова И.А., Сметанин А.С., Сметанина А.И. Управление конкурентоспособностью бизнеса на основе искусственного интеллекта и больших данных для его устойчивого развития. Современная конкуренция. 2024;18(1):29-40. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-29-40
For citation:
Morozova I.A., Smetanin A.S., Smetanina A. Management of Business Competitiveness Based on Artificial Intelligence and Big Data for Its Sustainable Development. Journal of Modern Competition. 2024;18(1):29-40. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-29-40