Проблемы инновационного управления банковской деятельностью в России
EDN: IAOPZR
Аннотация
Понятие «инновации» (нововведения) применительно к банковской сфере трактуется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновационный процесс, т. е. процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка. Особый интерес при этом вызывают новации в системе управления банком. Так, уже много лет является дискуссионным вопрос о том, как, на основе каких критериев (признаком) можно и нужно судить о «высоте» постановки качества управления в банках. Современная конкуренция Стратегия и тактика му банку нужно быть заранее готовым к кризисным явлениям, а для этого ему жизненно важно постоянно «держать в готовности» механизмы упреждения кризисных процессов или тенденций либо механизмы минимизации негативных последствий их наступления. Практически это означает, что вся организация «обычного» управления в банке должна быть грамотно «настроена» на противодействие неизбежным для его деятельности финансовым рискам, но, кроме того, у него должен быть заранее подготовленный план действий на случай, когда кризис тем не менее наступил, план, реализация которого позволит преодолеть кризисную ситуацию с минимальными потерями для самого банка, его клиентов и для банковской системы в целом. Таким образом, есть два подхода к антикризисному управлению в банке. Однако они не исключают друг друга и банк не должен выбирать между ними. Тем не менее, верно следующее утверждение: «Разумеется, если банк оказался в кризисе, то соответствующим образом организованное управление должно помочь ему преодолеть такое состояние, вывести его из кризиса в ряды «нормальных» банков. Однако более предпочтительными и оправданными следует считать такую политику и практическую «настройку» системы управления, которые бы позволяли вести профилактику и предупреждать, предотвращать само возникновение кризисных ситуаций в банках»2. Позиция автора может быть отнесена как к отдельно взятому банку, так и ко всей банковской системе, к управлению такой системой в национальных масштабах. Это означает, что проблему упреждающего антикризисного управления в банковской сфере можно и нужно рассматривать применительно к обоим уровням банковской системы. Коротко остановимся в рас2 Тавасиев А. М. Антикризисное управление кредитными организациями: Учеб. пособ. - М.: ЮНИТИДАНА, 2006. С. 36. сматриваемом здесь аспекте на каждом из этих уровней. На верхнем уровне банковской системы нашей страны, как известно, находится Центральный банк РФ, который в соответствии со ст. 3 «своего» Закона одолжен отвечать, в частности, за «развитие и укрепление банковской системы РФ» (роль Агентства страхования вкладов и других органов, также принимающих участие в регулировании деятельности банков, в данном случае можно, видимо, не анализировать). Как же он это делаетОтвет известен - с помощью инструментов надзора, которые он постоянно пытается усовершенствовать, стараясь в последние годы перейти от формального к качественному, содержательному надзору. Пока, к сожалению, такие попытки чаще ведут лишь ужесточению банковского надзора. Тем не менее можно отметить и одну позитивную тенденцию в этой работе Банка России. Мы имеем в виду стресс-тестирование банковского сектора в целом, к чему Банк России приступил в 2004 году в рамках попыток перейти к неформальному надзору. Данное направление противокризисной работы в российских банках в последнее время становится все более актуальным. Однако технология такого тестирования пока вызывает много вопросов. Как известно, под стресс-тестированием понимается определение (количественная оценка) потенциального негативного воздействия на финансовое состояние банка, которое может иметь место в предполагаемых неблагоприятных обстоятельствах, т. е. при таких заданных изменениях факторов рисков, которые (изменения) будут соответствовать хотя и исключительным, но вероятным событиям3.
Список литературы
1. Банн Ф., Каннингхэм А., Дреманн М. Стресс-тестирование как метод оценки системных рисков // Банки: мировой опыт. 2006. № 1
2. Кудрявцева М. Что тестирует стресс-тест? // Рынок ценных бумаг. 2006. № 2.
3. Тавасиев А. М. Специальные антикризисные меры в механизмах банковского управления // Банковское дело. 2006. № 4.
4. Положение от 16.12.2003 № 242 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (п. 3.7)
5. приложение к Письму от 24.05.2005 № 76 «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» (п. 3.20-3.23).
6. Бортников Г. П. План реагирования в условиях кризиса ликвидности // Управление в кредитной организации. 2006. № 3.
7. Марданов Р. Х. Указ. статья // Вестник АРБ. 2005.
8. Резолюция III научно-практической конференции «Повышение функциональной роли банковской системы через улучшение качества ее деятельности. Управление бизнес-процессами в Банке России и кредитных организациях» // Сайт Банка России. 2006. 13 февр.
9. Козлов А. А. О подходах к повышению качества управления и организации деятельности банков // Деньги и кредит. 2005. № 2.
10. Банн Ф., Каннингхэм А., Дреманн М. Стресс-тестирование как метод оценки системных рисков // Банки: мировой опыт. 2006. № 1.
11. Кудрявцева М. Что тестирует стресс-тест? // Рынок ценных бумаг. 2006. № 2.
12. Тавасиев А. М. Антикризисное управление кредитными организациями: Учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
13. Бортников Г. П. План реагирования в условиях кризиса ликвидности // Управление в кредитной организации. 2006.
14. Козлов А. А. О подходах к повышению качества управления и организации деятельности банков // Деньги и кредит. 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Мурычев А. Проблемы инновационного управления банковской деятельностью в России. Современная конкуренция. 2007;(5):71-77. EDN: IAOPZR
For citation:
Murychev A. CORPORATE MANAGEMENT QUALITY AS A FACTOR INFLUENCING COMPETITIVENESS LEVEL INCREASE. Journal of Modern Competition. 2007;(5):71-77. EDN: IAOPZR