Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Особенности применения системы социальной ответственности компаниями малого и среднего бизнеса

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-1-67-74

Аннотация

Статья посвящена изучению преимуществ для малого и среднего бизнеса от внедрения системы социальной ответственности. В настоящее время все больше компаний стремятся быть социально ответственными, отвечая вызовам современности, так как общество ожидает помощи в решении социальных проблем, защиты и поддержки граждан не только от государства, но и от бизнеса. Наглядным примером стала деятельность компаний в рамках СО в период пандемии COVID-19, когда бизнесу пришлось подстраиваться под ситуацию, брать на себя ответственность не только за себя, но и оказывать поддержку своим стейкхолдерам. В это же время немаловажным становится вопрос, почему малому бизнесу полезно применять концепцию СО в своей деятельности. Это и обуславливает актуальность данного исследования. Целью исследования является раскрыть преимущества внедрения системы социальной ответственности для развития малого и среднего бизнеса. Для реализации поставленной цели необходимо решение нескольких задач: уточнить понятие «социальная ответственность» применительно к деятельности малого и среднего бизнеса, провести SWOT-анализ СО МСБ в отличие от КСО, выявить возможные преимущества от реализации концепции. В качестве методологии данного исследования были выбраны сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации о системе социальной ответственности, опрос среди представителей МСБ. В результате исследования были обозначены особенности реализации социальной ответственности малым и средним бизнесом. В статье автор раскрывает преимущества предпринимателей от внедрения социальной ответственности, обозначает рейтинг их значимости для бизнеса на основе проведенного опроса. Особое внимание уделено удачным кейсам среди МСБ при реализации СО. Автор демонстрирует, что применение социальной ответственности – это win-win стратегия как для компании, так и для общества.

Об авторе

А. О. Векшина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Векшина Аделина Олеговна, аспирант, кафедра маркетинга

Москва



Список литературы

1. Об изменениях в статью 265 Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. 17.05.2021. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/tax_doc_news/10924279/ (дата обращения: 26.11.2022).

2. Батаева Б. С., Чеглакова Л. М., Мелитонян О. А. Социальная ответственность бизнеса в представлениях собственников и менеджеров малых и средних организаций России // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 13–52.

3. Векшина А. О. Трансформация видов социальной ответственности малого бизнеса в условиях кризиса COVID-19 // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2023. Т. 20. № 1. С. 146–154. DOI: 10.21686/2413-2829-2023-1-146-154.

4. Данилова Л. С. Трактовка социальной ответственности бизнеса и смежных понятий в российских научных исследованиях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4 (60). С. 130–136.

5. Ескин А. Как социальная ответственность помогает строить бизнес [Электронный ресурс] // RB.RU. 18.12.2019. URL: https://rb.ru/opinion/kso/ (дата обращения: 17.11.2022).

6. Лепина М. Бизнесу выгодно сотрудничать с НКО: 5 примеров [Электронный ресурс] // Милосердие.ru. 07.07.2017. URL: https://www.miloserdie.ru/article/5-primerov-uspeshnogo-sotrudnichestva-nko-biznesa/ (дата обращения: 21.11.2022).

7. Мамаев А. И. Проблемы развития социальной ответственности малого и среднего бизнеса // Дискуссия. 2019. № 4 (95). С. 30–36. DOI: 10.24411/2077-7639-2019-10034.

8. Неверов А. В., Давыденкова Е. С. Социальная ответственность организаций малого и среднего бизнеса в России // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 1. С. 130–140.

9. Петрунин Ю. Ю., Пурлик В. М. Корпоративная социальная ответственность: поиск методологических оснований // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2015. № 3. С. 19–33.

10. Русяева П. «Засейвить» свой вишневый сад: как малому бизнесу выжить в эпоху коронавируса с помощью лояльных клиентов [Электронный ресурс] // Forbes. 02.04.2020. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/396729-zaseyvit-svoy-vishnevyy-sad-kak-malomu-biznesu-vyzhit-v-epohu (дата обращения: 17.11.2022).

11. Социальный тимбилдинг. Объедините сотрудников вокруг доброй идеи [Электронный ресурс] // vc.ru. 2021. URL: https://vc.ru/hr/200923-socialnyy-timbilding-obedinite-sotrudnikov-vokrug-dobroy-idei (дата обращения: 21.11.2022).

12. Carrol A. B. A three-dimentional conceptual model of corporate performance // The Academy of Management Review. 1979. Vol. 4. No. 4. Р. 497–505.


Рецензия

Для цитирования:


Векшина А.О. Особенности применения системы социальной ответственности компаниями малого и среднего бизнеса. Современная конкуренция. 2023;17(1):67-74. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-1-67-74

For citation:


Vekshina A.O. Application Features of the Social Responsibility System by Small and Medium-sized Businesses. Journal of Modern Competition. 2023;17(1):67-74. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-1-67-74

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)