Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Влияние интерпретации поведения компаний на подходы к анализу границ товарного рынка

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-43-55

EDN: PRFNUZ

Аннотация

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке формально регламентируется приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», но в действительности механического следования нормам данного документа недостаточно, поскольку все этапы анализа - явно или неявно - опираются на определенную интерпретацию взаимоотношений и поведения ответчика, заявителя и иных затронутых лиц. Яркой иллюстрацией является ситуация с предоставлением услуг проводного интернета для арендаторов в торгово-развлекательных центрах. Актуальность изучения данного вопроса обеспечивается наличием антимонопольных дел, в которых рассматриваются различные аспекты соответствия условий оказания подобных услуг требованиям антимонопольного законодательства. Цель исследования - на примере рынков аренды помещений в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ) и интернет-связи раскрыть, как интерпретация поведения компании обусловливает подходы к определению границ релевантных рынков. Для достижения поставленной цели представлены варианты интерпретации взаимоотношений и поведения интернет-провайдеров (операторов связи), собственников ТРЦ и арендаторов; раскрыты основания для предложенных интерпретаций; объяснены последствия применения альтернативных интерпретаций для выделения релевантных товарных рынков и их дальнейшего анализа в соответствии с требованиями законодательства; выделены ключевые вопросы для исследования, которые могут позволить соотнести альтернативные интерпретации между собой и выбрать ту, которая в наибольшей степени соответствует сути исследуемых экономических отношений. В результате показано, что в анализе нельзя игнорировать связь провайдеров связи, арендаторов как приобретателей услуг и собственников торговых центров. Возможны альтернативные интерпретации этой связи с точки зрения экономической сути данных отношений и релевантных теоретических концепций, но в любом случае ее экономическая природа должна быть изучена, в том числе для целей корректного применения норм законодательства для проведения оценки состояния конкуренции на затронутых товарных рынках.

Об авторах

Андрей Евгеньевич Шаститко
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Наталья Сергеевна Павлова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Список литературы

1. Маркова О. А. Определение границ рынков с платформами: как учитывать сетевые экстерналии и эффекты переноса? // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 3 (16). С. 7-30. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_3_7_30.

2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996. - 703 с.

3. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: Теис, 2010. - 827 с.

4. Шаститко А. Е. Экономические эффекты ошибок в правоприменении и правоустановлении. - М.: Дело, 2013. - 148 с.

5. Шаститко А. Е., Маркова О. А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 37-55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.

6. Шаститко А. Е., Маркова О. А., Моросанова А. А., Казарян С. Н., Магоня Д. В. Подходы к оценке состояния конкуренции на рынках сервисов с функциями видеохостинга в свете требований российского антимонопольного законодательства: коллективная монография. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2021. - 104 с.

7. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Переговорная сила и рыночная власть: варианты соотношения и выводы для политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 2 (34). С. 39-57. DOI: 10.31737/2221-2264-2017-34-2-2.

8. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Услуги в комплексе: определение продуктовых границ рынка в мобильной связи // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 4. С. 120-141. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-4-120-141.

9. Belleflamme P., Peitz M. Platform competition: Who benefits from multihoming? // International Journal of Industrial Organization. 2019. Vol. 64. P. 1-26. DOI: 10.1016/j.ijindorg.2018.03.014.

10. Gual J. Market Definition in the Telecoms Industry // IESE Working Paper No. 517. 2003. P. 1-30. DOI: 10.2139/ ssrn.462280.

11. Joskow P. L. Transaction Cost Economics, Antitrust Rules and Remedies // Journal of Law, Economics and Organization. 2002. Vol. 18. No 1. P. 95-116. DOI: 10.1093/jleo/18.1.95.

12. Kaplow L. Why (ever) define markets? // Harvard Law Review. 2010. Vol. 124. No. 2. P. 437-517.

13. Segal I. R., Whinston M. D. Exclusive Contracts and Protection of Investments // The RAND Journal of Economics. 2000. Vol. 31. No. 4. P. 603-633. DOI: 10.2307/2696351.


Рецензия

Для цитирования:


Шаститко А., Павлова Н. Влияние интерпретации поведения компаний на подходы к анализу границ товарного рынка. Современная конкуренция. 2022;16(6):43-55. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-43-55. EDN: PRFNUZ

For citation:


Shastitko A., Pavlova N. The Effect of the Interpretation of Company Behavior on the Analysis of Market Boundaries. Journal of Modern Competition. 2022;16(6):43-55. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-6-43-55. EDN: PRFNUZ

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)