Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Применение конкурентных стратегий для предприятий ресторанного бизнеса в условиях цифровизации экономики

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-95-106

EDN: OTYVLN

Аннотация

Статья посвящена проблемам разработки конкурентных стратегий предприятий ресторанного бизнеса в условиях цифровой трансформации общества. Особое внимание уделено российскому опыту цифровизации ресторанов. Отечественные предприятия общественного питания в условиях рыночной турбулентности для выживания и развития вынуждены разрабатывать инновационные конкурентные стратегии, неотъемлемой составляющей которых является цифровизация бизнеса. Это обусловливает актуальность настоящего исследования. Цель работы - выявить особенности и специфику трансформации ресторанных услуг в условиях цифровизации. Основные задачи исследования: выявить наиболее востребованные цифровые технологические решения, используемые в сфере общественного питания; определить характер влияния этих решений на конкурентное поведение ресторанов. В качестве методологии данного исследования были выбраны сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации о ресторанном рынке, методы анализа научных публикаций, отчетов о маркетинговых исследованиях, статистических и экспертных данных. Результаты: выявлены особенности трансформации ресторанных услуг в условиях цифровизации; исследована специфика использования наиболее популярных в России в настоящее время конкурентных стратегий ресторанов (стратегия обособления специализированного бизнеса, стратегия сильного интегратора); выявлены наиболее важные типы цифровых систем, используемых предприятиями ресторанного бизнеса для автоматизации управления и учета, для организации взаимодействия с клиентами и для продвижения услуг на рынке; рассмотрен алгоритм анализа клиентского опыта в ресторанном бизнесе; предложены рекомендации по повышению эффективности использования цифровых технологий для укрепления конкурентных позиций ресторанов в условиях кризиса.

Об авторах

Римма Рафаильевна Ахмедова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Российский университет дружбы народов


Илья Евгеньевич Покаместов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


Список литературы

1. Бацына Я. В. Использование и перспективы цифровых технологий в ресторанном бизнесе // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-1. С. 10-18. DOI: 10.17513/vaael.399.

2. Грибанов Ю. И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дис.. докт. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2019. - 355 с.

3. Ковешникова Д. А. Цифровизация предприятий общественного питания города Севастополя в условиях пандемии коронавируса COVID-19. URL: https://s.eduherald.ru/pdf/2020/4/20257.pdf (дата обращения: 21.06.2022).

4. Краус А. О., Соколов И. К. Применение цифровых технологий в ресторанном бизнесе как фактор поведения потребителей // Цифровое образование в РФ: состояние, проблемы и перспективы: материалы междунар. форума; Гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб., 2019. С. 102-104.

5. Люборская М. А., Ларионова А. А. Роль интернет-сервисов в развитии предприятий общественного питания на современном этапе // Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами на современном этапе глобализации: сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. - Тверь, 2021. C. 105-109.

6. Моросанова А. А., Мелешкина А. И., Маркова О. А. Цифровая трансформация на транспорте: возможности развития и риски ограничения конкуренции // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 3 (75). С. 73-90. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10307.

7. Никитина Н. Ю. Проблемы предпринимательского образования в эпоху развития цифровых технологий // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 16-26.

8. Оборот ресторанного рынка в 2021 году вырос на 23,5% [Электронный ресурс] // Ведомости. 09.02.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/02/09/908595-oborot-restorannogo-rinka-2021 (дата обращения: 30.05.2022).

9. Обслуживание потребителей: учебное пособие / И. И. Скоробогатых, М. А. Солнцев, Ж. Б. Мусатова [и др.]; под общ. ред. И. И. Скоробогатых. - М.: ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2021. - 236 с.

10. Цифровизация ресторанного бизнеса [Электронный ресурс] // Ресторанный рейтинг. 29.07.2020. URL: https://www.restorate.ru/news/newsrr.php?ELEMENT_ID=17552 (дата обращения: 30.05.2022).

11. Рубин Ю. Б. Конкуренция в предпринимательстве. - М.: Университет "Синергия", 2018. - 912 c.

12. Сафарян А. А. Инновации в сфере обслуживания [Электронный ресурс]: учебное пособие; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2021. - 110 с. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/safaryan-innovacii-v-sfere-obsluzhivaniya.pdf (дата обращения: 30.05.2022).

13. Стасюкевич С. В. Направления цифровизации ресторанного бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/88460/1/Stasyukevich_442_448.pdf (дата обращения: 30.05.2022).

14. Хмырова С. В. Ресторанный маркетинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Социально-культурный сервис и туризм", "Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)", "Менеджмент в сфере услуг", "Управление персоналом". - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 255 с.

15. Щепетова И. В. Учебник ресторатора. - М.: Медиа группа "Ресторанные ведомости", 2020. - 232 с.

16. Эседова Г. С. Состояние и перспективы развития цифровых технологий в сфере ресторанного бизнеса в республике Дагестан // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-4 (106). С. 188-190. DOI: 10.23670/IRJ.2021.106.4.141.

17. Flemming N. The Customer Loyalty Loop: The Science Behind Creating Great Experiences and Lasting Impressions. - Weiser, 2016. - 240 р.


Рецензия

Для цитирования:


Ахмедова Р., Покаместов И. Применение конкурентных стратегий для предприятий ресторанного бизнеса в условиях цифровизации экономики. Современная конкуренция. 2022;16(4):95-106. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-95-106. EDN: OTYVLN

For citation:


Akhmedova R., Pokamestov I. Application of the Competitive Strategies for Restaurant Businesses in the Context of Economy Digitalization. Journal of Modern Competition. 2022;16(4):95-106. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-4-95-106. EDN: OTYVLN

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)